1493

Плати, да знай меру

Имеют ли право рестораторы требовать предоплату?

Плати, да знай меру
Рисунок Игоря КИЙКО.

Недавно комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции сообщил: граждане, депозитная система, действующая во многих увеселительных заведениях нашей страны, незаконна.

А причина проста: запрещено принуждать потребителя приобретать товар в ненужном ему количестве и (или) ассортименте; продавец обязан обеспечить свободный выбор товара надлежащего качества в удобное для потребителя время с учетом режима работы заведения. Об этом так и говорится в статье 28 Закона “О защите прав потребителей”.

Хочется воскликнуть: ну наконец-то об этом сказали вслух! Хотя и так было понятно, что так называемые депозиты - это выдумка владельцев мест общепита и иже с ними. Только вот мало кому в голову приходило спорить с этим необоснованным требованием - вроде как в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

А что такое депозит? На сленге владельцев кафе-ресторанов это установленный администрацией заведения взнос, который обязан внести клиент при посещении или заранее. Посетитель может сделать заказ, который будет равен размеру депозита или превышать его. Если же заказ окажется стоимостью ниже, заведение разницу не возвращает. А не захочет клиент выплачивать депозит, администрация заведения имеет право (на самом деле, конечно, нет) отказать ему в оказании услуг.

Незаконно в этом негласном правиле все. Помимо вышеприведенной статьи закона 28 здесь нарушается и статья 387 Гражданского кодекса, в которой говорится: “Публичный договор заключается продавцом и покупателем, и продавец в свою очередь обязан осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится, услуги. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается”.

А как же обстоит дело на самом деле? Пару недель назад моя коллега праздновала день рождения в караоке-баре. Место выбрала приятное, но малоизвестное. Заведение мы нашли, я поинтересовалась: неужели попеть нельзя было где-нибудь в шаговой доступности от дома?

- Можно, но почти везде депозиты надо вносить, а я не захотела рисковать, - ответила подруга.

“Рисковать” в данном случае - очень верное слово, потому что депозит штука коварная. Ты вроде бы просто делаешь предоплату за будущие посиделки, а с другой стороны, нет никакой гарантии, что, внеся по 10-25 тысяч тенге с носа, ваша компания наугощается на эту сумму (помним, что разницу никто возвращать не собирается!).

Но вас просто ставят перед фактом: хочешь расслабиться - перечисляй депозит. И дальше не смей спорить с условиями!

- Плавали - знаем. Отмечали с подругой покупку машины, собралось человек восемь, депозит внес каждый за себя заранее. В итоге посидели мы на гораздо меньшую сумму. Официант сразу предупредил: кафе разницу возвращать не будет. Мы пригласили администратора, но разговора не получилось: или дозаказывайте на оставшуюся сумму, или проваливайте без всякой сдачи. Мы выбрали первый вариант, но есть уже не хотелось, забрали все домой, - рассказала подруга, живущая в Шымкенте.

То есть наглость и жадность услугодателей не знает границ повсеместно. Суммы конкретно по Астане разнятся: какие-то “випы” установили таксу в 200 000 тенге за кабинку, кто-то скромничает и просит 10 тысяч за стол вне зависимости от числа гостей, у других депозит составляет 5-30 тысяч с человека. У многих система действует круглогодично без привязки к выходным и праздничным дням.

Ну хорошо, если пойти против депозитной системы попытались люди, не знающие закона. Попробуем теперь зайти с другой стороны.

Звоню в одно из караоке города:

- Могу забронировать столик? На субботу, коллектив из 12 человек, на 7 часов вечера.

- Будем рады вас видеть. Мы работаем по депозитной системе, по 10 тысяч с человека, запишите номер, куда сделать перевод.

- А почему я должна вносить депозит?

- Потому что это обязательное условие, можете ознакомиться в наших соцсетях.

- А если я не внесу? Я по закону не обязана делать пред­оплату, а вы не имеете права ее требовать. Могу даже статьи закона указать.

- В таком случае мы, к сожалению, не сможем вас обслужить. Мы всегда работали по депозитной системе. Вы будете бронировать?

…Позвонила в ресторан: нужен стол для компании на 1 июня. Про депозит в соцсетях не было ни слова.

- Депозит - 20 тысяч за стол, - слышу в ответ. - Сейчас конец мая, выпускники уже бронируют места, мы должны быть уверены, что вы не отмените бронь. На праздники у нас всегда действует депозитная система, в обычные дни и выходные вход свободный.

На мои попытки объяснить, что закон на моей стороне и “я буду жаловаться”, девушка-администратор сначала предложила уменьшить сумму взноса до 15 тысяч тенге, а потом, как и предыдущая, грустным голосом констатировала, что “таковы внутренние правила” и “не ей это решать”.

Интересно получается: без депозита тебя кое-куда и на порог могут не пустить! А если и пустят, то, еще не распробовав местную кухню, будешь вынужден рассчитаться.

- Конечно, требования пунктов общепита не имеют под собой никакой законодательной основы. Это исключительно каприз владельцев, - разъяснил нам главный специалист департамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции по Улытауской области Куанткан ДИДАРОВ. - Если вас принуждают внести депозит, то вы смело можете оперировать статьями, предприниматели обязаны знать профильный закон “О защите прав потребителей”. Не стесняйтесь доказывать свои права! Опровергают или отказываются вас обслуживать - пишите претензию сначала в пункт общепита, а если она осталась без ответа, обращайтесь в местный департамент по защите прав потребителей.

В случае, если депозит вы все-таки внесли, но заказ вышел на меньшую сумму, настаи­вайте на возврате денег. В крайнем случае опять-таки обращайтесь в госорганы. Понятно, что кафе или ресторан заинтересован оставить разницу себе. Но это обогащение на ровном месте... Так что стеснение здесь неуместно.

Елена ЛЕВКОВИЧ, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее