Хоть “Караой” кричи!
Транспортная проблема испортила жизнь тысячам сельчан Илийского района Алматинской области
Вот уже девять месяцев жители поселков Косозен, Караой, Коктерек, Чиликимир и дачных массивов лишены регулярного автобусного сообщения с Алматы. Они добираются на учебу, работу в город на попутках, что сплошная нервотрепка. Да еще и сильно бьет по карману. С транспортными проблемами сельчан разбиралась наш корреспондент.
Невыгодные школьники и пенсионеры
Перечисленные поселки находятся не за тридевять земель, а всего-то в 20-40 километрах от мегаполиса и входят в состав Алматинской агломерации. Наша встреча с возмущенными транспортным беспределом жителями состоялась в Коктереке - бывшем Радиоцентре №5. От инфраструктуры процветавшего когда-то населенного пункта остались почта, медпункт без туалета да школа с трехсменным обучением. А в прошлом году случилась еще одна беда - перестали ходить регулярные автобусные маршруты сообщением Косозен - Алматы, которые обслуживали областные перевозчики.
- Автобусы ходили с половины шестого утра до восьми вечера по расписанию, всегда полные. То есть с пассажирами проблем не было. В один день машины просто не вышли на маршруты, никто людей не предупреждал, ничего не объяснял, - вводит в курс дела жительница поселка Ольга КУРМАНБЕКОВА. - С тех пор на учебу, работу люди добираются в город кто как может. Уже в 6 часов утра на трассе стоят десятки голосующих, много школьников, студентов... Иногда 40 минут, час не могут уехать. Это кошмар!
- Мы находимся примерно в 40 километрах от города. Неудобства испытывают все, у кого нет своей машины, а таких много, - говорит Анастасия МАЛИКОВА, проживающая в Караое. - Население только растет, а с ним и потребность в общественном транспорте.
Больше всех страдают школьники и пенсионеры, которых таксисты игнорируют, так как с них не получается содрать за проезд три шкуры.
- Живу в поселке почти 45 лет, никогда проблем с автобусами не было, - чуть не плачет пенсионерка Малика РАИМКУЛОВА. - А сейчас не могу добраться до аптеки, что в ближайшем поселке Байсерке. Голосую, никто не останавливается, водители так и говорят: нам невыгодно пенсионеров возить. Хоть пешком иди…
Многие так и поступают: на своих двоих топают по трассе до поселка Байсерке почти три километра. Или по кольцевой дороге до трассы Алматы - Капшагай. Пешеходов здесь можно увидеть в любое время суток.
- Большегрузные машины пролетают на огромной скорости - аж сдувает. Очень опасно ходить, тротуары не предусмотрены, - жалуются люди.
Они просят хотя бы установить “лежачего полицейского” возле школы №21, что расположена прямо вдоль трассы в селе Коктерек, а также освещение, камеру “Сергек” на пешеходном переходе возле учебного заведения.
Безопасность - еще один пункт, который беспокоит родителей, чьи дети добираются автостопом в соседние поселки в школу, в город, в секции, кружки и обратно домой. Были прецеденты, когда водители с руганью высаживали школьников где попало только за то, что те не могли заплатить за проезд полную сумму.
Студент алматинского вуза Таир ПОГОРЕЛОВ рассказал, что в непогоду тарифы на проезд из города в поселок растут словно на дрожжах. Вечером такси стоит 3000-4000 тенге. Маршрутные автобусы сообщением Алматы - Отеген батыра - Байсерке (они ходят от бывшего автовокзала “Саяхат”) переполнены, втиснуться в них - огромная удача. А ведь потом еще нужно как-то ехать дальше. Дорога в один конец обходится примерно в 1000 тенге.
Иван кивает на Петра...
Как только сельчане лишились удобного и приемлемого по цене транспорта (в прошлом году платили за проезд из поселков до города 180 тенге), они обратились с письмом в акимат Алматинской области. В октябре прошлого года получили ответ управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. В нем чиновники, ссылаясь на законодательство об автомобильном транспорте, пишут, что “50-километровая пригородная зона должна обеспечиваться автобусным маршрутом администрацией Алматы”. Дескать, из-за невыполнения администрацией обязательств по обеспечению некоторых автобусных маршрутов поступает много жалоб и обращений со стороны жителей области.
Пару месяцев назад руководитель управления пассажирских перевозок и автомобильных дорог Алматинской области Алмас БАТАНОВ отчитался: ведомством направлены в управление городской мобильности предложения по открытию 10 новых пригородных маршрутов со сроком исполнения до конца
III квартала текущего года. Акиматом также зарегистрирован муниципальный автобусный парк, в задачи которого как раз входит решение транспортных вопросов по социально значимым направлениям. Запуск первых автобусов на маршруты планируется во втором полугодии этого года.
В свою очередь управление городской мобильности Алматы отписалось: открытие новых маршрутов... невозможно, поскольку у перевозчиков нет свободных автобусов. Изучаются пассажиропоток и обращения жителей пригородной зоны Алматы для определения наиболее востребованных сообщений. В планах организовать 10 новых пригородных маршрутов.
Я попросила автора письма главного специалиста управления Жанибека МАНАНБАЕВА уточнить, когда же это произойдет, войдут ли в новую маршрутную сеть обделенные поселки Илийского района. По его словам, город ждет, когда частные перевозчики приобретут машины. Выпустить их на маршруты планируют до начала учебного года. Будут ли охвачены автобусным сообщением именно эти поселки Илийского района, сказать не может. То есть опять никакой конкретики.
Остается надеяться, что городские чиновники и областники услышат этот сигнал SOS сельчан, которые не требуют от них чего-то невозможного.
- Знаем, в Иссык, поселок Жетыген ходят автобусы, в них оплата идет картой “Онай!”. Это еще дальше, чем наши поселки. А мы чем хуже?! - возмущается пенсионерка Надежда ГУРИНА.
Собравшиеся в сердцах даже заявили: мол, согласны и больше платить, только запустите автобусы!
Всего управлением городской мобильности запущено 26 пригородных маршрутов, что позволило связать около 50 населенных пунктов области с городом. Для охвата всей 50-километровой зоны необходимо обеспечить автобусным сообщением еще 35 населенных пунктов.
Елена КОЭМЕЦ, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы