Это не конструктивно!
Правительство Казахстана разрешило легализацию автомобилей, ввезённых в страну под видом запчастей. Сделает ли эта нетривиальная мера автопарк Казахстана действительно легальным?
1. Пошли на уступки
Кампания по легализации автомобилей на иностранном учете, о которой президент объявил 1 сентября 2022 года, началась 23 января. Предполагалось, что казахстанские граждане, которые ездят по доверенности на машинах с иностранными номерами, за символические 200 тысяч тенге смогут зарегистрировать автомобиль в Казахстане без уплаты весьма ощутимого утильсбора.
Представление о количестве авто на иностранном учете, которые постоянно находятся в Казахстане, может дать информация об оформленных страховых полисах. В комитете административной полиции МВД сообщали, что на 1 сентября 2022 года было оформлено более 300 тысяч таких страховок. Больше всего - на авто из России, порядка 260 тысяч.
И вот когда до окончания легализации осталось меньше двух месяцев, документы были выданы лишь на 104 тысячи автомобилей. За бортом легализации оставались автомобили, которых как бы нет. Те самые конструкторы - машины, завозимые на территорию ЕАЭС под видом запчастей.
По оценкам члена инициативной группы по легализации автомобилей Данияра МАКЕШОВА, из трехсот тысяч машин с иностранной регистрацией как минимум 60 процентов конструкторов. Данные МВД, правда, более скромные. В конце апреля заявляли о 5 тысячах конструкторов, неделю спустя дали информацию о 14 тысячах. Но тем не менее проигнорировать громкие возмущения не прошедших легализацию граждан в МВД не смогли и правила дополнили.
Теперь от владельца машины-конструктора требуется лишь указать обстоятельства, при которых машина была приобретена, приложить акт осмотра авто сотрудником полиции и техосмотр. Стоимость первичной регистрации такая же, как и для остальных, - 200 тысяч тенге. Сроки легализации - до 1 июля 2023 года, и пройти ее могут лишь ввезенные до 1 сентября 2022 года автомобили.
Правда, в правилах сказано о запрете продажи автоконструкторов, а эксплуатация таких легализованных авто возможна только на территории Казахстана. Эти условия вызвали массу возражений: на сайте, где обсуждались эти поправки в постановление правительства, несколько страниц комментариев. Дело в том, что за последние семь лет вокруг ввоза таких авто в Казахстане сформировалась целая бизнес-инфраструктура.
2. Откуда столько конструкторов?
Подержанные автомобили при завозе на территорию ЕАЭС необходимо растаможить. И здесь можно оплатить полную пошлину и ввезти автомобиль как таковой. Правда, есть ограничения по году выпуска и некоторым техническим характеристикам. А можно растаможить машину как запчасти. Либо на распил, когда кузов пилят пополам, и тогда платеж вообще копеечный. Либо растаможить так называемый конструктор - кузов отдельно от двигателя. И это самый популярный среди казахстанских покупателей вариант.
Небольшая часть действительно идет на авторазборы под запчасти. Те, кому повезло раздобыть старый техпаспорт на эту модель, делают вполне легальную процедуру по замене кузова. Нужно лишь получить сертификат безопасности в любой фирме, у которой на выдачу таких документов есть гослицензия, и в автоЦОНе без проблем выдают новый техпаспорт и номера. Год выпуска будет прежний. А машина в реальности гораздо новее.
Но в общем потоке автомобилей-конструкторов такие примеры - капля в море. Большая часть машин отправляется на казахстанские дороги с липовыми документами и номерными знаками иностранного образца.
Через специальные фирмы автомобили покупают на аукционах, например в Японии, затем их доставляют в российский Владивосток. Оттуда - в приграничные с Казахстаном города. А затем перевозчики тащат их через границу, проводя по документам как запчасти.
- Несмотря на то что автомобили завозят в страну под видом запасных частей, через границу их провозят не в разобранном виде, как должно быть по закону, а как полноценные автомобили, - рассказывает Данияр Макешов. - На это наши пограничники все это время закрывают глаза. При этом у нас есть данные, что в Костанае, например, налажено производство поддельных номеров и техпаспортов автомобилей стран ЕАЭС. У контрабандистов в приграничных городах есть стоянки, где они прикручивают эти знаки. Затем автомобили массово скупают мелкие перекупщики, которые часто обманывают добросовестных покупателей, говоря, что автомобиль зарегистрирован в Армении или Кыргызстане. На протяжении семи последних лет это никем не пресекалось, хотя конечные покупатели оформляли массово страховки на такие машины…
3. Следствие зашло в тупик
Что происходит с завезенными в виде запчастей и ставшими полноценными автомобилями дальше? Как у них появляются липовые техпаспорта? Кто этому способствует? Замешаны ли здесь должностные лица госорганов? Ответить на эти вопросы должно было громкое дело североказахстанского департамента экономических расследований (ДЭР). В феврале 2021 года они объявили о том, что накрыли транснациональную ОПГ. На видео с задержания показали несколько изъятых российских автомобильных номеров и техпаспортов, уточнив, что они поддельные. По всей стране начали изымать сотни автомобилей.
Спустя полтора года “главаря и членов транснациональной ОПГ” освободили в зале суда, оправдав по главной статье обвинения. Удалось доказать, что трое механиков-перевозчиков и бухгалтер никакая не организованная преступная группировка. Они просто перевозили уже купленные клиентами автомобили, в том числе конструкторы, из российского Омска в Петропавловск по 130 тысяч тенге за машину.
Трое оправданных уже отсудили себе компенсации по семь миллионов тенге. Михаил ИВАНОВ, как руководитель ТОО, планирует истребовать не только моральный, но и материальный вред в виде упущенной выгоды. Но, главное, как только ему отдали изъятый в ходе следствия автовоз, он вернулся к тому, чем занимался до ареста: транспортировке машин через границу. Спрос никуда не делся. И условия для завоза конструкторов в Казахстан по-прежнему имеются.
4. Вне легализации
В начале сентября, говоря о разовой легализации автомобилей, Касым-Жомарт ТОКАЕВ заявил, что одновременно необходимо перекрыть все каналы нелегального ввоза автомашин на территорию республики. Всем понятно, что серые схемы за границами влияния рядовых перевозчиков. И оправдательный приговор, который случился в Петропавловске еще до выступления президента, - лишнее тому подтверждение. Но ни о каких попытках урегулировать ввоз конструкторов на территорию страны пока не известно.
Данияр Макешов говорит, что, по их данным, с 1 сентября 2022 года по сегодняшний день в Казахстан завезено более 50 тысяч автомобилей. Из них на долю конструкторов приходится порядка 80 процентов. То есть поток вполне себе целых машин, которые продолжают завозить под видом запчастей, до сих пор не вызывает подозрений у пограничной службы…
При этом в североказахстанском ДЭР точно знают, как устроена вся эта кухня. Руководитель оперативного управления североказахстанского ДЭР Ренат САХАТОВ, проводивший расследование дела о контрабанде японских автомобилей-конструкторов из России в Казахстан, сам два года ездил на “тойоте” с липовой российской регистрацией. А оперативник ХАМИДУЛЛИН, который участвовал в контрольной закупке авто, принес с собой поддельный российский номер.
Подержанный автомобиль-конструктор был и остается выгодным приобретением: он получается значительно дешевле, чем можно купить в Казахстане. Механики, которые перевозят эти автомобили, говорят, что и состояние купленных на японских аукционах машин очень хорошее. То есть прямо сейчас автопарк республики продолжает пополняться десятками тысяч машин с липовыми документами. Если этот поток не остановить, скоро в стране наберется автомобилей еще на одну кампанию по легализации.
Ульяна АШИМОВА, Петропавловск
Опрос в тему
Почему не выполняется поручение президента одновременно с разовой легализацией перекрыть все каналы нелегального ввоза автомашин на территорию нашей страны?
- Не могут придумать, как это сделать.
- Боятся возмущения тех, кто покупает и продает автомобили.
- Не хотят лишиться своих левых доходов.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Нужно ли отменять ЕСП?
- Ни в коем случае, это очень удобное решение для многих казахстанцев................... 54%
- Конечно, пора отменить, все равно его мало кто платит.............. 23%
- Надо не отменить, а повысить сумму платежа. За что самозанятым такие льготы по сравнению с наемными работниками?.................. 23%