2258

Всё упирается в ПСД?

Возродить транспортный совет, разделить управление городской мобильности, “раскулачить” оператора электронного билетирования... Об этом говорили на публичных слушаниях по общественному транспорту Алматы.

Всё упирается в ПСД?

Мероприятие под названием “Состояние и перспективы развития инфраструктуры общественного транспорта Алматинской агломерации” прошло в середине уходящей недели. Перед членами общественного совета Алматы отчитывался руководитель управления городской мобильности (УГМ) Сагындык ТЕЛИБАЕВ. Он занял эту должность четыре месяца назад.

В зале звучали реплики: мол, это первый его отчет, сделаем ему скидку. Но стоит ли? Сагындык Токсанович старожил - больше 10 лет работал в акимате на разных позициях: был и замом, и начальником транспортного отдела, то бишь управления. Уж он-то прекрасно знает обо всех проблемах и проектах в этой сфере, переходящих в наследство от одного руководителя к другому.

Один из таких примеров - проект по благоустройству 10 отстойно-разворотных площадок для стоянки автобусов, на которых наконец-то оборудуют места отдыха для водителей. До июня завершат разработку проектно-сметной документации (ПСД), и если она пройдет госэкспертизу, приступят к строительству.

Еще из той же серии - разработка ПСД транспортно-пересадочных узлов на границах города. Эта идея пережила трех акимов Алматы! При нынешнем обещают к августу подготовить проект. Локации следующие: пр. Райымбека - ул. Ашимова (городская клиническая больница №7), ул. Северное кольцо - БАК (рынок “Салем”), пр. Райымбека - пр. Суюнбая (бывший автовокзал «Саяхат»). Эксперты предложили последний пересадочный узел сместить к станции метро “Райымбек”. Построить на этом месте современный многоуровневый хаб, связывающий разные виды транспорта. Телибаев отказывать не стал: “Обсудим”.

Впрочем, даже наличие ПСД не гарантирует реализации проекта. Взять тот же ЛРТ: на бумаге он есть, но толку-то? Аким Алматы Ерболат ДОСАЕВ на одной из встреч с жителями обещал, что весной город определится с окончательной стоимостью проекта. До лета месяц, про трамвай - молчок. И в отчете Сагындык Токсанович ни слова не сказал про ЛРТ, только БРТ упомянул: “Планируется начать разработку ПСД по продолжению второй очереди первой линии БРТ от ул. Байтурсынова до восточных границ города”. Тоже который год говорят, хотя давно пора сделать.

- Когда вы поделитесь планами по строительству ЛРТ? - спросила я Телибаева.

- Согласно генплану у нас пре­дусмотрено развитие трамвая в три этапа. Первый пройдет от улицы Момышулы по улице Толе би… - начал он перечислять то, что и так известно.

- Когда конкретика появится? Вы говорите о том, что уже все знают.

- В этом году планируем начать разработку ПСД, технико-экономическое обоснование, и только потом речь пойдет о строительно-монтажных работах, - подтвердил он, что конкретики пока никакой. - Это все должно идти последовательно, мы не можем сначала объявить конкурс, а потом сделать проект...

Логично, если бы не тот факт, что проект трамвая уже разрабатывало специально соз­данное управление по проекту ЛРТ. Продвигали эту тему с 2018 года, многое сделали… И вот на тебе - все заново. Это не просто потраченное время, но и деньги, и, кстати, немалые. Слов нет: ЛРТ рискует побить антирекорд строительства метро. Зато как лихо все сломали: теперь не трамвайное депо - разруха, а вместо “рогатого” - слова. На них далеко не уедешь.

Планируют закупить 600 автобусов, 100 троллейбусов и столько же школьных автобусов. Не радуйтесь, большинство новичков не усилят существующие маршруты, а заменят отбегавшие свое ЛиАЗы. Изменят и схемы некоторых маршрутов: №20, 23, 24, 2, 56, 69 и др. И это только начало. В очередной раз акимат затеял оптимизацию маршрутной сети. Уже это проходили, не особо результативно. Что получится в этот раз, увидим чуть позже.

В августе, по словам Телибаева, на остановках Алматы появятся обновленные схемы движения общественного транспорта - конкурс уже объявили.

Почти час главный транспортник города зачитывал доклад и отвечал на вопросы. Все в общем, не вдаваясь в детали, чему такой формат весьма способствует. Резюмируя, члены общественного совета перечислили рекомендации. Есть несколько любопытных.

Первая. Разделить управление городской мобильности на два - дорожной инфраструктуры и транспорта. Был такой опыт: УГМ не только переименовывали, но и периодически меняли его структуру. Сейчас идею обосновывают объемом работ, масштабностью вопросов, которые решает управление. Когда его укрупняли, говорили, что дорожная инфраструктура и транспорт настолько взаимосвязаны, что должны находиться в ведении одной структуры. В общем, момент дискуссионный.

Вторая. Общественники предлагают возродить транспортный совет при управлении городской мобильности. Дело хорошее, но, опять же, не новое. Градсовет при акимате воскресили. Почему не привлечь к работе и экспертов в сфере транспорта?

И, наконец, третья рекомендация - самая неожиданная: “демонополизировать деятельность ТОО “Транспортный холдинг Алматы” в сфере билетирования пассажиров общественного транспорта”. Напомним читателям, что с каждой транзакции картой “Онай!” холдинг получает определенный процент. Эксперты предлагают пересмотреть условия договора горакимата с ТОО “Транспортный холдинг Алматы”, который в свое время заключили на 49 лет.

Претензии к оператору электронного билетирования на подобных отчетах предъявляли не один раз. И вот пошли в наступление. Интересно, решится ли акимат “раскулачить” холдинг или, как это часто бывает, примет рекомендации общественного совета к сведению и этим ограничится?

Оксана АКУЛОВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть