2740

Мы посчитаем, те подсчитают - как это часто не совпадает...

На сколько повысятся тарифы для населения после перевода ТЭЦ-2 Алматы с угля на газ? Какие решения должны принять парламент и правительство, чтобы предотвратить социальное недовольство и энергетический кризис? Об этом и не только говорили эксперты на заседании общественного совета (ОС) фонда “Самрук-Казына”, посвященном энергетике.

Мы посчитаем, те подсчитают -  как это часто не совпадает...

До начала мероприятия, которое прошло на площадке алматинской ТЭЦ-2, журналистам удалось узнать некоторые подробности предстоящего строительства новой газовой станции. Управляющий директор по инвестиционным проектам АО “Алматинские электрические станции” Даурен САГИДУЛЛА поделился первыми результатами международного двухэтапного тендера по выбору подрядчика.

Напомню, из шести крупных консорциумов до второго этапа допущены две китайские компании. Выиграет та, которая предложит наименьшую стоимость проекта. В технико-экономическом обосновании (ТЭО), которое получило положительное заключение экспертизы в 2021 году, первоначальная стоимость - 324 млрд тенге. Но, как отметил Сагидулла, ими не был указан предел стоимости (подробнее см. “В китайском исполнении”, “Время” от 22.4.2023 г.).

После окончания строительства газовой угольная станция будет законсервирована до 2030 года. Когда построят вторую нитку газопровода и энергетики убедятся, что нет угроз для электро- и теплоснабжения Алматы, то старую ТЭЦ-2 демонтируют. Такое требование выдвинули инвесторы. Как уже было сказано, спонсировать строительство новой газовой станции будет синдикат банков - государственных денег в этом проекте не предвидится.

Нам показали земельный учас­ток на территории алматинской ТЭЦ-2, сейчас густо покрытый травой, - на этом самом месте и запланировано строительство.

На самом заседании председатель правления “Сам­рук-Энерго” (компания, 100-процентным акционером которой является “Самрук-Казына”) Серик ТЮТЕБАЕВ отчитался по проектам, освоенным средствам и, конечно же, затронул самую интересную тему - роста тарифов на коммунальные услуги.

- Для обеспечения надежного функционирования электрических станций прогнозируется рост тарифа производителей: АО “Алматинские электрические станции” и Экибастузской ГРЭС-1 - на 24-25 процентов, Экибастузской ГРЭС-2 - на 46 процентов. В результате рост тарифа снабженческой компании ТОО “АлматыЭнергоСбыт” составит 12 процентов. К расходам среднего потребителя это добавит всего плюс 586 тенге в месяц при потреб­лении до 200 кВт·ч электроэнергии, - привел примерные расчеты Тютебаев на этот, 2023 год.

Он же заметил: обычно при согласовании тарифов “Алматы­ЭнергоСбыта” уполномоченные органы прежде всего руководствуются целью не допустить роста цен для потребителей. По этой причине за последние пять лет убытки предприятия составили около 9,7 млрд тенге.

- Основными факторами повышения тарифов являются затраты на текущие ремонты, стоимость топлива и его транспортировка, расходы на эмиссию в окружающую среду и другое. Все это выросло в цене, - перечислил глава “Самрук-Энерго”. - Кроме того, рост цен обусловлен высоким уровнем инфляции, нарушением логистических цепочек из-за гео­политической ситуации в мире. Из-за сдерживания тарифов у энергопроизводящих организаций республики возникают кассовые разрывы и задолженность перед поставщиками. К примеру, общая сумма задолженности казахстанских энергопроизводящих организаций перед ТОО “Богатырь Комир” (в составе “Самрук-Энерго”. - Е. Т.) составляет порядка 6,4 млрд тенге.

По словам Тютебаева, для справедливого возмещения всех затрат и убытков необходим прирост порядка 19,1 процента к действующему тарифу на тепло 2023 года. А конечный тариф ТОО “АлматыЭнергоСбыт” за электричество с учетом газификации ТЭЦ-2 к 2027 году вырастет на 16 процентов, что составит в среднем плюс 1054 тенге в месяц к нынешним расходам потребителей за свет.

Управляющий директор по экономике и финансам “Сам­рук-Энерго” Айдар РЫСКУЛОВ со своей стороны конкретизировал: когда алматинская ТЭЦ-2 будет полностью переведена на газ, то конечный тариф для потребителя, по предварительным расчетам, будет в районе 30 тенге за киловатт-час к 2027 году.

Еще один важный момент, против которого, кстати, никто не спорил, - увеличение зарплат производственного персонала.

- Средняя зарплата рабочих - от 250 до 350 тысяч тенге в зависимости от регионов. Специалистам надо повышать зарплату, иначе они уходят. В Казахстане нет квалифицированных рабочих, сварщиков. Наши рабочие уходят на нефтянку, уезжают в Россию и арабские страны, - посетовал Тютебаев.

Депутат мажилиса Ерлан САИРОВ, выслушав его доклад, обрушился с критикой:

- Когда менеджеры высокого уровня говорят о повышении тарифов, они должны понимать, что несут еще и социальную ответственность. “Самрук-Казына”, к вашему сведению, Серик, это не коммерческая компания! Это компания, которая находится под управлением государства!

Мы понимаем, что тарифы нужно поднимать, но это нужно делать каким-то разумным образом. Уже сейчас у людей, которым говорят о том, что будут поднимать тарифы, в головах начинается волна возмущения. Есть малоимущие, есть пенсионеры. Что мы им зав­тра скажем? Что компаниям нужны дополнительные средства для строительства чего-то там?! Они просто этого не поймут! - отразил точку зрения парламентарий.

- И у меня еще один вопрос, на который вы должны официально ответить мне как депутату мажилиса парламента, - обратился Саиров к Тютебаеву. - Какова будет степень контроля над ценообразованием, когда вы повысите тарифы? Люди должны видеть, куда эти деньги уходят.

К большому сожалению, за эти 30 лет люди не увидели, на что были потрачены их деньги, ведь тарифы уже повышали. Где инвес­тиционная составляющая от этих тарифов? Никто не может ответить на этот вопрос, - развел руками мажилисмен. - Есть данные и о том, что особо приближенные к властям имели доступ к дешевой энергии и создавали майнинговые фирмы, потребляя энергию именно ГРЭС-1 и ГРЭС-2. Мы просим вас дать нам выкладку крупных потребителей электро­энергии за последние пять лет!

Депутат пообещал со своей стороны тоже подключиться к этим вопросам, чтобы в следующем отопительном сезоне не стоял шум, что в каком-то регионе нет тепла и электроэнергии.

Ответить на часть его вопросов вызвался управляющий директор по стратегии и управлению активами АО “Сам­рук-Казына” Ернат БЕРДИГУЛОВ:

- Компания самовольно не устанавливает и не повышает тарифы. Этим занимается регулятор. Но если не будет дополнительных средств, то не будет и услуг. Готовы ли вы к веерным отключениям?.. Когда компания работает в убыток себе, то это говорит о том, что происходит разрушение стоимости компании, а это не та задача, которой мы должны заниматься. Когда мы говорим о повышении тарифов, тут есть два аспекта. Во-первых, будет планомерный рост, то есть в течение трех-пяти лет. Во-вторых, мы говорим о дифференцированном росте. То есть никто не говорит о том, что тариф должен повышаться, например, именно для социально уязвимых слоев населения.

Серик Тютебаев, снова взяв слово, поделился результатами анализа: если разделить 100 процентов получаемых средств на две половины, то 50 процентов идет за счет большинства - около 80 процентов потребителей. А вторую половину платят всего 20 процентов. То есть средний потребитель тратит 200-250 киловатт-часов в месяц, а небольшая, видимо, очень богатая группа людей, - по 20-30 тысяч киловатт-часов.

- Снижая тариф, мы субсидируем этих товарищей, которые живут в особняках и безмерно потребляют электроэнергию, - полагает Тютебаев. - Что касается прибыли, то она всегда реинвес­тируется, например, модернизация ТЭЦ-1 будет за счет наших собственных средств.

Поскольку дискуссия о тарифах приняла такой серьезный оборот, председатель ОС фонда “Самрук-Казына” Болат ЖАМИШЕВ предоставил слово эксперту по этой части - энергетику, экономисту, председателю президиума казахстанской ассоциации “Прозрачный тариф” Петру СВОИКУ.

- Если пытаться поправить дела только за счет тарифов, то будет высокий износ электростанций и сетей. Финансирование через тариф в последние годы очень сильно отстает от динамики инф­ляции. Другими словами, речь идет о том, чтобы как минимум удвоить тарифы как на электро­энергию, так и на теплоснабжение. Причем, чтобы не допустить сползания в техногенную катастрофу, удвоение необходимо сделать уже в этом году. Но это, безусловно, тупик и невозможно по самым разным причинам, - сказал Своик.

Во-первых, отметил он, “поднятие тарифов вдвое нетерпимо для населения, а во-вторых, этих денег сейчас в экономике просто нет, их не получится собрать с потребителей”.

- Поэтому надо переходить на внетарифное инвестирование, - продолжил эксперт. - Каким образом? Используя средства ЕНПФ и целевые госкредиты. В рамках действующей модели энергорынка это не решается. Вопрос надо выносить на уровень правительства и парламента. Если этого не сделать, то придется повышать тарифы до уровня совершенно недостаточного для энергетиков и более чем нетерпимого для потребителей, - закруглил свою мысль Петр Своик.

Его мнение поддержал бывший вице-министр энергетики, ныне председатель совета директоров Казахстанской электроэнергетической ассоциации Анатолий ШКАРУПА:

- Тариф отстает от индекса цен промышленной продукции (топ­ливо, металл, оборудование). Этот индекс цен существенно выше, чем инфляция. То есть ситуация на наших станциях еще более губительная. Если мы не будем ее менять, то энергетика станет прямым тормозом развития экономики страны! Проблемы энергетики заключаются в том, что, во-первых, банки не финансируют угольную генерацию, во-вторых, стоимость заемных средств превышает 20 процентов. Это оказывает существенное влияние на затраты и, соответственно, на тариф как энергопроизводящих, так и энергопередающих организаций, у которых мы видим значительный уровень износа.

По словам Шкарупы, уже давно назрела необходимость разработки госпрограмм финансирования, которые бы позволили снижать стоимость привлечения заемных средств.

- Второй момент - создание отраслевого регулятора. Та ситуация, которая имела место в Экибастузе, - это прямое следствие безответственных решений, связанных с тарифом на тепловую энергию. Перед регулятором ставят прямую задачу ограничить рост тарифов всеми правдами и неправдами, не учитывая никакую экономическую подоплеку. Что нас ожидает в результате изменения цен станции? 500 тенге, о которых говорил Тютебаев, - это меньше пачки сигарет, которую наши курильщики выкуривают за день. Это меньше, чем три литра бензина и две булки хлеба. Если мы не изменим ситуацию, то мы можем просто до конца развалить нашу энергетику, - заключил он.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Андрея ХАЛИНА, Алматы

Продолжение темы об энергетике - в номере “Времени” за четверг, 27 апреля.

Поделиться
Класснуть