Крутани педали - почувствуй разницу
Для чего алматинских водителей автобусов пересадили на велосипеды? Это тот случай, когда в автопарке ТОО “Алматыэлектротранс” встретились два не терпящих друг друга лагеря, которые в обычной жизни пересекаются только на дороге, - водители автобусов и велосипедисты.
Рулевым решили наглядно продемонстрировать, что чувствует человек на велосипеде, мимо которого на скорости, практически впритык, проносится почти 30 тонн железа. Для этого в автопарк привезли велосимуляторы.
Но сначала провели теоретическую часть задания. Достучаться до сердец суровых алматинских водителей пытался итальянец Рикардо МАРИНИ - урбанист и заядлый велосипедист. Он уже несколько лет живет в Алматы, регулярно поднимается на Медеу на двухколесном транспорте и регулярно (порой чуть ли не в буквальном смысле) сталкивается с общественным транспортом.
Слушали итальянца молча. Иногда не выдерживали.
- Чем быстрее едет автобус, тем больше должно быть расстояние от велосипедиста, - учит Рикардо.
- Откуда ему взяться, если ты едешь в плотном потоке машин? Смещаться-то некуда! - возражают автобусники.
- В Дании раньше тоже было много машин, а теперь это страна, жители которой предпочитают велосипеды, - убеждает европеец и для наглядности показывает картинки.
- Алматы - наклонный город, здесь, как в Дании, не получится, - сомневаются водители...
Послушали. Идем к велосимуляторам, установленным на площадке автопарка.
- Вам велосипедисты на дороге мешают? - ловлю момент, чтобы поговорить с главными участниками эксперимента.
- Нам больше мопедисты мешают. Велосипедисты в основном по тротуару едут, - делятся они реалиями своих будней. - Даже если по обочине, то следят за движением. А вот мопеды - это страшно. Шумахеры еще те: из ряда в ряд мечутся, между машинами проскакивают. Только что за автобусом его видел, пару секунд - и он уже у тебя перед носом.
Желающих поучаствовать в эксперименте оказалось немного: после лекции многие улучили момент и сбежали покурить. Самых сознательных приглашают на велосипед. Сигнал - и водитель автобуса, единственный, которому в этот день не пришлось сменить амплуа, пролетает мимо симулятора, где сидят его коллеги по цеху.
- Как ощущения? - спрашиваю.
- Не страшно. Можно и ближе подъезжать, чего он перестраховывается? Давайте я за руль сяду, - хорохорятся.
Второй заход. В ком-то даже просыпается актерский талант: изобразить испуг, чуть не упасть с велосипеда - веселятся. Кому-то происходящее кажется несерьезным, странным, бессмысленным. Но если серьезно, подобные мероприятия проводят во всем мире.
- Велосипедистов в нашем городе становится больше, не везде есть возможность сделать отдельную велодорожку - им приходится двигаться вдоль проезжей части, - объясняет, зачем все это нужно, инициатор акции Гульмира БАЙГАБУЛОВА. - Неизбежно возникают конфликты: водители автобусов агрессивно ведут себя по отношению к велосипедистам. Чтобы они поняли, что чувствует человек, который едет вдоль обочины, и нужны такие встречи.
- А смысл? От разовой акции не будет никакого толку.
- Это первый шаг. Если ничего не делать, ничего и не изменится. Нужно регулярно проводить подобные мероприятия, развивать велоинфраструктуру там, где это возможно, и говорить о взаимном уважении на дороге. Используя разные способы, стараться упорядочить хаос на наших дорогах.
- Вы думаете, водители проникнутся?
- Мы же действуем исходя из личных ощущений. Надеюсь, что-то водители поймут.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы