Тариф - суперуниверсальный!
В Актау жильцы домов с тепловыми счётчиками платят больше тех, у кого их нет
Первые звоночки о том, что со счетчиками что-то не так, прозвенели летом прошлого года, когда жильцам домов, где они установлены, пришли счета за горячую воду по завышенному тарифу. Дело в том, что в тарифе горячей воды заложен ее подогрев, а он рассчитывается по тарифу за тепло. Жильцы домов тогда подняли шум, и осенью им вернули разницу. А теперь горожане сравнили свои квитанции и выяснили, что домам, где стоят счетчики, ТОО “МАЭК-Казатомпром” выставляет очень большой объем потребления тепла. Активисты стали обращаться во все инстанции, и выяснилось, что большая часть счетчиков элементарно не работает, еще часть не поверена, а значит, показания их некорректны.
Уже более пяти лет Лариса ПЕРМИНОВА занимается вопросом расчета отопления и его тарифа. За все это время активистка изучила сотни квитанций горожан из разных микрорайонов областного центра и пришла к выводу: установленные в домах счетчики не более чем фикция.
- Взять хотя бы квитанции за первые три месяца этого года. В нашем доме установлен такой счетчик, но согласно объему, который нам выставили, получается, что мы потратили одинаково как в январе, так и в феврале и марте. Но это ведь невозможно! Судя по квитанциям, у нас одинаково холодно как в январе, так и в марте. Но так не бывает. При элементарном расчете становится понятно, что нам выставляют объемы по среднему показателю, но никак не по счетчикам. И такое творится как минимум последние три года. Я подозреваю, что в свое время ТОО “МАЭК-Казатомпром” и ГКП “Каспий жылу, су арнасы” (КЖСА) установили некачественные счетчики, которые сейчас не работают. А как еще можно объяснить тот парадокс, что наши дома потребляют тепла больше тех, в которых приборы никогда и не стояли, - недоумевает Лариса Перминова.
Вопросы о поверке установленных счетчиков общественные активисты поднимают несколько лет. Более того, уже давно они добиваются справедливого начисления за отопление.
- Почему отопление начисляется по норме для домов, где нет счетчиков? Хотя этим домам должны выставлять по инструментально зафиксированным показаниям. Особенно пострадали в этом случае жильцы домов, в которых были еле теплые батареи. Фактически отопление было слабое, а объемы им предъявили как за отличное тепло. Пусть “МАЭК-Казатомпром” сначала поставит нормальные теплосчетчики, наладит учет, согласно которому и делается расчет тарифа в домах с ними и без них, а только потом вносит предложение об увеличении тарифа на отопление, - резонно замечает Лариса Перминова.
Наличие счетчика в доме еще не говорит о том, что начислять тепло будут по нему. Так, председатель ОСИ дома №24 в 29-м микрорайоне уже долгое время не может получить всю документацию на установленные в доме счетчики тепла.
- Изначально документацию нам не передала бывшая обслуживающая организация. Мы выиграли все суды, у нас есть решения, которые не исполняются. Я обращалась и в КЖСА, и в “МАЭК-Казатомпром”, чтобы восстановить паспорта на эти счетчики, но все безрезультатно. Чтобы самостоятельно их заново сделать, мне придется отправить счетчики в Алматы на поверку, а это обойдется в 750 тысяч тенге. В результате нам сейчас начисляют по повышенному тарифу для домов без счетчиков, - рассказывает председатель ОСИ 29-24 Шынар РАХМАНОВА.
Но это еще не все чудеса с этими счетчиками. Председатели ОСИ отмечают, что за все годы, что установлены счетчики, их ни разу не обслуживали и не проверяли на корректное отображение показаний. К примеру, в доме №18 5-го микрорайона областного центра счетчик тепла установлен еще ТОО “МАЭК-Казатомпром”.
- Когда его устанавливали, то обещали четыре года гарантийного обслуживания. А по истечении этого срока должна была проводиться его поверка. Но с момента создания ОСИ ни разу никто не приходил к нам. А срок поверки этого счетчика истек в 2021 году. Сейчас нам насчитывают якобы по счетчику. Но фактически у нас каждый год одни и те же показания. Даже если случаются порывы на сетях и дом сидит несколько дней без отопления, нам все равно выставляют объем, который ничем не отличается от предыдущего месяца. Сам этот счетчик находится в подвале в железном коробе, ключи от которого неизвестно у кого. Я так понимаю, показания с него снимаются автоматически дистанционно. Но работает ли этот счетчик в действительности, неизвестно, так как технически он никем не обслуживался за столько лет ни разу, - говорит председатель ОСИ 5-18.
В Актау насчитывается 497 общедомовых тепловых счетчиков, установленных ТОО “МАЭК-Казатомпром” и КЖСА. В новостройках приборы учета устанавливает застройщик, а затем передает их на баланс обслуживающей организации.
В КЖСА делают вид, что ничего не знают о странностях в тарифах и “переводят стрелки”. Якобы существующую методику расчета потребления тепла утвердил еще “МАЭК-Казатомпром”. Однако на предприятии не отрицают, что у половины счетчиков сроки поверки прошли.
- По ним начисление производится по норме потребления по тарифам для домов с приборами учета. Такая схема расчета объема потребления тепла утверждена самим ТОО “МАЭК-Казатомпром”. Что касается счетчиков, установленных КЖСА, то в каждом случае надо разбираться индивидуально, почему потребителям пришли завышенные объемы. Возможно, к примеру, в январе им по приборам начисляют, а потом показания не дали и начислили по нормам, - отметили в КЖСА.
В марте возмущенные тарифной неразберихой горожане отослали свои квитанции общественникам, которые, сравнив их, сделали нехитрый расчет.
- Мы сравнили начисленные объемы из разных квартир и домов. К примеру, жителю дома №60 из 4-го микрорайона пришла определенная сумма за отопление. Если объем потребления разделить на площадь квартиры, то получается объем потребленного тепла. Я его умножила на квадратуру своей квартиры и получила ровно ту сумму, которую мне выставили в этом месяце, хотя живу совершенно в другом доме. Аналогичная ситуация в 5-м, 7-м, 13-м, 29-м микрорайонах, то есть получается, что они выставляют всем по среднему показателю, - возмущается Лариса Перминова.
“МАЭК-Казатомпром” пока никак не комментирует ситуацию. Но здесь стоит напомнить, что в прошлом году монополиста уже оштрафовали за некорректное начисление тарифов на горячую воду и обязали сделать перерасчет, чтобы вернуть потребителям почти 70 млн тенге. Каким образом предприятие вернуло эту сумму потребителям и вернуло ли, все еще неизвестно.
Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, Актау