Хозяин сменится, вокзал останется
Почему Ерболат Аскарбекович решил Нурлану Ермековичу железнодорожные терминалы передать?
Алматинцы уже привыкли: если аким города Ерболат ДОСАЕВ пришел на встречу с населением - жди сюрпризов. В четверг, когда страна ждала имя нового премьера, градоначальник не стушевался и оказался в числе главных ньюсмейкеров дня.
Один из жителей Турксибского района пожаловался градоначальнику на заторы у вокзала Алматы-1 и попросил сделать в здании ремонт. На что Досаев легко и непринужденно выдал:
- Сегодня мы на финальной части находимся. И наконец-то я решил оба вокзала вернуть “Казахстан темир жолы”. Это правильно, я считаю. Это часть инфраструктуры. В то время зачем-то забирали. Нурлан Ермекович САУРАНБАЕВ (председатель правления АО “НК “Казахстан темир жолы”. - О. А.) приезжал. У них в планах не только отремонтировать, но и вложить необходимые средства...
Почему так? Вокзалы денег много съедают? Руки до них не доходят? Балласт для города? И вообще, с кем-то из экспертов этот вопрос обсуждали? Или это сюжет из серии “мы посовещались, и я решил”?
Пишу в пресс-службу акима: объясните, чем вокзалы не угодили градоначальнику. Должна же быть какая-то причина.
- У нас пока только та информация, которую аким представил на встрече с населением. Нюансов нет. Мы запросили подробности, ждем, - последовал ответ.
Может, мы глубоко копаем и нет никаких причин и обоснований? Просто Нурлан Ермекович попросил, а Ерболат Аскарбекович не смог отказать? Так сказать, по-братски.
В коммунальную собственность города вокзалы Алматы-1 и Алматы-2 передали в июне 2019 года. Они стали частью хозяйства муниципального перевозчика ТОО “Алматыэлектротранс” (АЭТ). В тот момент АЭТ руководил Ризван ЦИНАЕВ. Он два года не работает в компании, но помнит, зачем город решил забрать вокзалы у КТЖ.
- “Казахстан темир жолы” передал на баланс Алматы здания вокзалов, прилегающие к ним территории и железнодорожные платформы, - перечисляет Цинаев, что именно оказалось в ведении города. - Здания находились в плачевном состоянии, парковки вокруг Алматы-2 поделили частники и зарабатывали на этом, на платформах процветала стихийная торговля. Вокзалы превратили в бизнес. По всему было видно: национальный перевозчик в хозяйстве был не особо заинтересован.
- А акимат? В чем его интерес?
- Вокзалы - важнейшие для двухмиллионного мегаполиса транспортные узлы. Вокруг них генерируется основной поток пассажиров, прибывающих из области. Сотни тысяч людей, которые ежедневно добираются до Алматы-1 или района Алматы-2 на такси и попутках, а потом едут дальше.
Вокзалы нужны Алматы! В свое время решение забрать их у КТЖ появилось не на ровном месте: эти объекты планировали превратить в пересадочные пункты. Спустя некоторое время акимат выкупил прилегающий к Алматы-2 участок площадью в три гектара. В этом районе должен был появиться транспортный хаб. Рядом находится станция метро, много автобусов, троллейбусов. Сделать расчеты, нарастить количество маршрутов и развозить людей по всему городу. Мы к этому двигались.
- Что произошло потом?
- Потом акимом стал Бакытжан САГИНТАЕВ, все остановилось. В то время речь шла о реконструкции вокзалов. Ему назвали нереальную сумму - 6-7 миллиардов тенге. На самом деле сделать это можно было в рамках имевшегося на тот момент бюджета. Просто на это ушло бы больше времени, но за два-три года вокзалы можно было привести в порядок.
- Деньги на их содержание выделили из бюджета города?
- Нет, у вокзалов есть свой доход. Он по большей части формируется за счет аренды: перевозчики, составы которых заходят на вокзалы, платят за пользование железнодорожными платформами. Плюс бизнес: магазины внутри, камеры хранения и так далее. В плане финансового обеспечения вокзалы самодостаточны.
Если мне не изменяет память, бюджет Алматы-1 и Алматы-2 составлял около одного миллиарда тенге в год. Мы на эти деньги отремонтировали крыши, входные группы, комнаты матери и ребенка, сделали пандусы, поменяли освещение... Многое успели сделать. После оптимизации расходов планировали экономить до 300 миллионов тенге в год и вкладывать их в том числе в развитие общественного транспорта.
Более того, была идея запустить трамвай между двумя вокзалами. Закрыть железнодорожное сообщение: пассажирские поезда до Алматы-2 практически не доходят, в основном грузовые. Но развозить грузы можно и с Алматы-1. А пассажиры при наличии трамвая ничего бы не потеряли. Мы подсчитали: на трамвае от одного до другого вокзала можно было бы доехать за 5-7 минут, сейчас на машине это занимает 30-40 минут.
- Вы предлагали эту идею кому-то из руководителей города?
- Я давно ушел с поста директора “Алматыэлектротранса”. Но был уверен, что работу по организации транспортного хаба продолжают. Вместо этого появляется новость, что вокзалы хотят вернуть КТЖ. Обидно, так много уже сделали. Зачем менять коней на переправе?!
Алматы принимает новый генплан, много говорит о развитии общественного транспорта, но при этом совершает нелогичные шаги. В любом случае в районе вокзалов придется организовывать транспортно-пересадочные узлы. Но чтобы быстро принимать решения, все объекты должны находиться в одних руках. В противном случае любое изменение потребует кучу согласований. В конце концов вокзал и аэропорт - ворота города, они должны быть в идеальном состоянии. Но будут ли?
Вопрос не только в этом: действительно, если все вышесказанное уже не важно, а планы города изменились, объясните - почему? Что будет дальше? А то живем, как в детской загадке про качели: туда, сюда, обратно…
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы