Приграничная лихорадка
МЦПС “Хоргос” возобновляет свою работу. Со скандала
ТОО “Қорғас - Коммерц” опубликовало приглашение для компаний, заинтересованных в перевозке багажа и пассажиров по территории Международного центра приграничного сотрудничества.
Желающие принять участие в конкурсе должны иметь юридическую правоспособность, наличие опыта работы в этой сфере, материальные и трудовые ресурсы. И самое главное - автобусы не ранее 2021 года выпуска, сконструированные и оборудованные для перевозки только сидящих пассажиров на 25-35 посадочных мест. Обязательным условием является наличие производственно-технической базы для хранения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Не важно, собственная или арендованная техника, но она должна располагаться в пределах Панфиловского района. Очень важная деталь: все автобусы должны быть одного типа и модели.
Тем, кто хочет заниматься перевозкой багажа, выставлены такие же условия. Но вместо автобусов они должны иметь малотоннажный коммерческий грузовой транспорт с полной массой не более 5 тонн: легкогрузовые автомобили или фургоны на базе микроавтобусов. А еще оборудовать пункты приема багажа, расположенные на казахстанской и китайской частях МЦПС “Хоргос”.
На первый взгляд обычное объявление. Но в чем же подвох? В сроках! ТОО “Қорғас - Коммерц” объявление опубликовало 10 февраля, а окончательный срок приема заявок и конкурсных документов на участие указало 14 февраля. Если учесть, что 11-го и 12-го числа были выходными днями, то можно понять, что в эти сроки невозможно не только купить автобусы, но и даже собрать необходимые документы.
Хотя есть небольшая оговорка: если у инвестора нет необходимой техники, то в качестве обеспечения заявки он может внести гарантийный взнос в размере 50 миллионов тенге за пассажирские перевозки и 30 миллионов - за доставку багажа. Причем все это надо сделать за два календарных дня. А еще в течение десяти дней участник конкурса должен пригнать эти автобусы. Если он не укладывается в этот срок, сумма сгорает.
- Сейчас требуемые по таким параметрам автобусы стоят порядка 18 миллионов тенге. Их можно купить лишь в российском автопроме. Даже если, потратив 376 740 000 тенге, ты купишь 21 автобус, то за 10 дней не успеешь их ввезти в Казахстан, - рассуждает директор Ассоциации пассажироперевозчиков Талдыкоргана Данияр КАНАЕВ. - Допустим, успеешь, но есть ли они в наличии на автозаводах? Если бы устроители конкурса были заинтересованы в инвестициях, то проводили бы его, как и положено, по Правилам перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте РК, где черным по белому указаны все сроки: с момента объявления конкурса до подведения итогов должно пройти не менее 45 дней.
В ТОО “Қорғас - Коммерц” нам пояснили, что при проведении тендера они руководствуются только внутренним положением и приказом, даже не председателя АО МЦПС “Хоргос”, а ТОО “Қорғас - Коммерц”. Но, несмотря на столь сжатые сроки, все же нашлись три потенциальных инвестора. С их участием и был проведен конкурс.
Автоматизацию систем билетирования в части унифицированного учета посетителей и автотранспортных средств на территории Международного центра приграничного сотрудничества “Хоргос” забрала неизвестная ранее фирма Citribyte Solutions. Перевозку пассажиров, прием/выдачу и перевозку багажа будет осуществлять ТОО “Zhetisu Logistics”. Складывается впечатление, что приглашение подведено именно под этого участника, у которого 21 автобус и столько же грузовиков уже стоят в ангаре.
Интересно, что почему-то ТОО “Қорғас - Коммерц” упустило самое важное - не указало стоимость билета и сумму оплаты за перевозку багажа. Не прописаны также условия сотрудничества. Проще говоря, как будут делить прибыль? Если учесть, что за 7 километров пути с пассажиров будут взимать 3500 тенге, то сколько будет стоить перевозка багажа, трудно себе представить.
Для справки: “нормы провоза товаров для личного пользования, ввозимых 1 (один) раз в месяц до 1 апреля 2023 года: стоимость не должна превышать 1000 евро и (или) вес не должен превышать 31 кг. С 1 апреля 2023 года стоимость не должна превышать 500 евро и (или) вес не должен превышать 25 кг”.
Между тем, если учесть, что автобусы и грузовой транспорт выставят на участке между Казахстаном и Китаем, оно понятно, ведь межтаможка всегда вызывала интерес как у нечистых на руку чиновников, так и у криминальных группировок. Это своего рода золотая жила. Товар вывозят из одного государства и ввозят в другое. И на этом отрезке пути с ним может произойти все, что угодно.
На территории МЦПС “Хоргос” этот путь составляет семь километров. Созданная еще в 2005 году свободная экономическая зона на приграничных сопредельных территориях двух государств давно успела обрести дурную славу. То таможенники на взятках попадались, то пограничники “зеленый” коридор кому-то организовывали, то ветеринары без справок грузы переправляли, а то и бандиты стреляли. Но все это цветочки по сравнению с тем, что здесь творили перевозчики.
Вместо того чтобы возить обычных туристов, свои автобусы они забивали китайским товаром, тем самым создавая проблемы обычным пассажирам. Когда добраться до границы становилось совсем невозможно, туристы выкладывали огромные деньги, за счет чего богатели другие перевозчики. Столпотворение и давки на автобусных остановках породили на рынке так называемых несунов. За определенную плату они помогали преодолевать эти барьеры. Позже выяснилось, что суматоха была создана искусственно теми же несунами, чтобы они могли на этом заработать.
За эти годы МЦПС “Хоргос” сменил множество перевозчиков пассажиров и багажа, пока на рынок не зашел ТОО “Kazakhstan Technology Solutions Ltd”. С приходом этого единого оператора ситуация изменилась. Он ввел электронную систему учета и всех поставил на счетчик. Туристы, участники ВЭД и даже простые жители близлежащих аулов и районов весь ввозимый и вывозимый товар стали отправлять через его кассы, даже билеты покупали у них. Вся прибыль, поступающая от деятельности этого центра, шла ему. Какие финансовые взаимоотношения были между АО “МЦПС “Хоргос” и ТОО “Kazakhstan Technology Solutions Ltd”, узнать не удалось, поскольку это тайна за семью печатями.
Но охватившая весь мир пандемия внесла свои коррективы в работу МЦПС “Хоргос”. Из-за карантинных мер работу центра приостановили.
В конце 2022 года руководитель СЭЗ “Хоргос” СУАР СЮЙ Синь Минь заявил о снятии карантинных мер в Китае и об открытии границ для туристов. Он сообщил, что с 8 января 2023 года планируется возобновить функционирование МЦПС “Хоргос” в штатном режиме. Эта новость ошеломила всех: туристов, перевозчиков и тех дельцов, которые промышляли на переправке груза. Тогда мы встретились с председателем АО МЦПС “Хоргос” Кахарманом ДЖАЗИНЫМ.
Он рассказал, что во время пандемии никто не сидел сложа руки. За это время в центре провели ремонт для улучшения приема посетителей и комфортного пребывания туристов. Металлические ограждения заменили на стеклянные перегородки, на каждую кабину паспортного контроля были установлены тепловизоры. Кроме того, установили турникеты, произвели капитальный ремонт санузлов. Для туристов, предпочитающих беспрепятственный проход за дополнительную плату, построили бизнес-терминал. Обновили систему кондиционирования зала, а также всю территорию оснастили видеокамерами и освещением.
Но Джазина сняли, а вместо него пришел Биржан ЕГИНБАЕВ. Он и решил полностью заменить автобусный парк, терминалы и даже билетные кассы, поэтому объявил конкурс. Как дальше будут идти дела на этом лакомом кусочке территории, поживем - увидим.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Талдыкорган