1093

Территория уязвимости

Вопросы безопасности и цифровизации учреждений образования рассмотрели во вторник на заседании правительства.

Территория уязвимости

Министр внутренних дел Марат АХМЕТЖАНОВ сообщил, что большинство школ крупных городов оснащено тревожными кнопками (93 процента), турникетами (73 процента) и видеонаблюдением (100 процентов).

В то же время только 62 процента видеокамер интегрированы с местными центрами оперативного управления (ЦОУ) полиции. Но в ряде регионов, подчеркнул глава МВД, ситуация еще хуже. В Западно-Казахстанской области на ЦОУ выведены изображения с камер всего 24 процентов школ, в Алматинской - 35 процентов, в Актюбинской - 41 процента. Есть объекты образования, которые не имеют договоры с поставщиками услуг на обслуживание каналов связи.

- Процедуры госзакупок волокитятся, в результате не обеспечивается доступ ЦОУ к их (школьным. - Л. Т.) системам видеонаблюдения. Так, в Петропавловске данные договоры в 15 школах из 42 были заключены в конце февраля. В их числе и школа №4, где 13 февраля произошло ЧП (девятиклассник с топором накинулся на детей. - Л. Т.). Законодательство позволяет до подведения итогов госзакупок заключать договоры на обеспечение охраной, сигнализацией и другими устройствами на два месяца из одного источника. Однако это на местах не практикуется, - заявил Ахметжанов.

По его словам, школы, где обу­чаются свыше 700 детей, должны привлекать лицензированные охранные структуры, имеющие радиосвязь, служебное оружие и мобильные группы оперативного реагирования. Сейчас такие структуры охраняют 84 процента школ.

Но в Северо-Казахстанской и Туркестанской областях под лицензированной охраной не находится ни одна школа. В области Улытау лишь 9 процентов школ охраняют профессионалы, а в Костанайской области - только половину.

- Нередко охрану учреждений образования обеспечивают не профессиональные специалисты, а вахтеры. Поэтому надеяться на недопущение ими проноса опас­ных веществ и предметов (ножи, кастеты, колюще-режущие предметы, оружие) не приходится. Администрации учреждений вправе в технической спецификации указывать требования к способу обеспечения охраны, предельному возрасту сотрудников и уровню их специальной подготовки, - подчеркнул министр.

Говоря о результатах проверок в прошлом году, он отметил, что полиция выявила нарушения в 3195 объектах образования, которые должны устранить их до июля.

- Мы не вправе ждать очередного ЧП, поэтому предлагается установить жесткий контроль над исполнением выработанных решений, - отметил Ахметжанов. - Зарубежная практика показывает, что нередко агрессоры подвергались травле со стороны сверстников. Необходимо проработать методологию раннего выявления проблемных детей и проведения с ними индивидуальных мероприятий.

В свою очередь министр просвещения Гани БЕЙСЕМБАЕВ заявил, что планируется усилить персональную ответственность первых руководителей организаций образования и внести изменения в инструкцию по безопасности школ, включив в нее пропускной режим.

В ходе правительственного заседании обсудили также цифровизацию учебного процесса. По словам главы Минпроса, на сегодня 79 процентов учебников переведены в цифровой формат, они уже прошли госэкспертизы.

- В 2024 году запланирован 100-процентный охват предметов цифровыми учебниками. Для повышения интереса детей к изу­чению школьных предметов в цифровой контент включаются виртуальные лаборатории и элементы геймификации. Создано более 50 тысяч цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). К ним с начала текущего года подключены 6,7 тысячи школ. Ежедневно к ЦОРам подключаются 3 млн учеников и учителей. ЦОРами охвачено практически 100 процентов предметов по всем уровням образования, - проинформировал Бейсембаев.

В продолжение темы вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Асхат ОРАЗБЕК сообщил, что сегодня из 7098 государственных школ страны к интернету подключены 7078.

- Из них в 664 школах скорость интернета соответствует рекомендациям Международного союза электросвязи. В 2833 школах имеется техническая возможность для повышения скорости доступа к сети, для этого дополнительно требуется порядка 10 млрд тенге ежегодно. В текущее время объем выплачиваемых средств на обеспечение доступа к интернету всех школ составляет 6,5 млрд тенге, - заявил Оразбек.

А в 3581 школе нет технической возможности улучшить скорость интернета, поэтому нужны спутниковые технологии, на что требуется 418,2 млн тенге ежегодно. В рамках проекта по прокладке волоконно-оптических линий связи на 2024-2027 годы предусмотрено 190 млрд тенге.

Подводя итоги обсуждения, премьер-министр Алихан СМАИЛОВ поручил акиматам завершить до 1 апреля оснащение школ системами безопас­ности, а Минпросвещения - в трехдневный срок внести в правительство доработанный проект комплексного плана по защите детей.

- Министерствам просвещения и цифрового развития и акиматам до 15 марта принять “Дорожную карту” по цифровизации учебного процесса. В ней должны быть предусмотрены меры по переводу учебных материалов в цифровой формат, обеспечению школ интерактивным оборудованием, внедрению современных образовательных технологий, - заключил Смаилов.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть