5364

Заложники обстоятельств

Жители Мунайлинского района Мангистау задыхаются от запаха аммиака из близлежащего канала

Заложники обстоятельств

Зловонный канал был построен еще при Советском Союзе для промышленных предприятий, куда те сливали производственные ядовитые отходы, в том числе от переработки урана. Далее эти отходы попадали в хвостохранилище Кошкар-ата. После кризиса ­1990-х все эти предприятия встали. А пустырь вокруг канала стали самовольно обживать переселенцы из стран СНГ и оралманы. Власти долго боролись с самозахватом, но в итоге сдались и разрешили узаконить все постройки. Сейчас сельчане жалуются, что с возобновлением работы единственного в Казахстане завода по производству аммиачной селитры АО “КазАзот” этот канал стал наполняться отходами, а воздух в поселке - парами аммиака. Однако на заводе утверждают, что не занимаются сбросом отходов, так как таковых здесь просто нет.

С развитием промышленности в регионе для слива различных отходов предприятий построили открытый канал. Строили его тогда с соблюдением всех санитарных норм и экологического законодательства. В то время канал располагался на безлюдной территории. Однако постепенно на этом месте выросли дома, которые в 2007 году вошли в состав Мунайлинского района.

С обретением нового статуса сельчане получили и одну из самых опасных проблем - канал с токсичными отходами пролегает аккурат посередине поселка Бас­кудык, а ближайшие дома расположены буквально в 10-15 метрах.

Уже на протяжении нескольких лет сельчане жалуются на удушающий запах аммиака, который якобы сливают в этот канал. Люди жалуются и на ухудшение здоровья.

- Практически в каждой семье есть больные с бронхиальной астмой. Болеют как взрослые, так и дети. В холодное время у нас закрыты окна, но летом невозможно их открыть, так как сразу начинает душить сильный кашель. Мы каждый год на встрече с районным акимом поднимаем эту проблему, но она не решается, - сетуют сельчане.

На данный момент канал использует только АО “КазАзот” - единственное в стране предприятие по выпуску аммиачной селитры. На заводе отмечают, что предприятие канал арендует, а сливает туда никакие не отходы, а грунтовые воды.

- Сливать аммиак в канал - это работать себе в убыток. У нас безотходное производство. Наш завод стоит в таком месте, которое постоянно подтапливают грунтовые воды. Именно их мы откачиваем с глубины 15 метров и сливаем в этот канал. Недавно мы встречались с жителями поселка и пообещали, что проложим плас­тиковую трубу, чтобы исключить какой-либо неприятный запах. Мы признаем, что оборудование на предприятии старое и за всем не уследишь, где-то бывают протечки. Этому заводу более 50 лет. Возможно, в грунтовые воды попадают вещества, которые хранились на старом предприятии - азотно-туковом заводе, территорию которого мы сейчас занимаем. Что под этим заводом хранится, мы не знаем. На данный момент уже проложили трубу, и вся вода с нашего завода уходит по ней. Но и это жителей не устраивает. Теперь они вообще хотят избавиться от канала, потому что в него кто-то из жильцов данного поселка сбрасывает мусор. Однако мы не являемся владельцами канала, и это не в нашей компетенции, - объясняет заместитель генерального директора по производству, главный инженер АО “КазАзот” Дауржан ЖУМАБЕКОВ.

На предприятии не отрицают, что бывают аварии, во время которых случается несанкционированный сброс химикатов. Но в таком случае, заверяют здесь, они тут же ставят в известность надзорные структуры. Так, например, в прошлом году на заводе произошло час­тичное обрушение кровли, что повлекло порчу трубопроводов. В результате аммиак попал в накопители с грунтовыми водами, а дальше в канал. За это предприятию пришлось выплатить много­миллионные штрафы. Помимо этого на заводе случаются аварии, во время которых нарушаются технологические процессы, но это происходит весьма редко.

К слову, сейчас ведется рекультивация хвостохранилища Кошкар-ата, а это значит, что скоро заводу некуда будет сбрасывать грунтовые воды. Поэтому в настоящее время руководство предприятия ведет переговоры с недропользователями об использовании грунтовых вод для закачки их в пласты на место­рождении.

Тем временем никто из властей не обращает внимания на то, что дома в этом поселке построены с многочисленными нарушениями. Взять хотя бы санитарные нормы, согласно которым жилые здания разрешено строить возле таких сооружений, как канал с токсичными отходами, как минимум в километре от них. Помимо этого такие каналы необходимо не только снабжать информационными щитами, но и огораживать заборами. На деле всего этого нет, в результате в теплое время года дети сельчан... регулярно играют и купаются в этом канале!

Между тем в региональном департаменте экологии заявляют, что о проблеме знают давно. Однако пояснить, кто выдал разрешение на застройку частными домами территории, прилегающей к нему, не смогли.

- Акимат отдал землю под каналом в аренду на 49 лет. Сейчас в отношении владельца этого канала ведется проверка. После этого мы проверим АО “Каз­Азот”. Если они действительно проложили эту пластиковую трубу и сливают грунтовые воды через нее, то необходимости в этом канале не будет. Тогда будем обращаться в суд, чтобы этот канал ликвидировать. Но для начала владелец должен очистить его от скопившегося мусора, - пояснили в региональном департаменте экологии.

На данный момент остается единственный вопрос, на который мы так и не смогли найти ответ: кто же все-таки дал разрешение на застройку этой территории с нарушением всех санитарных норм?

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора, Актау

Поделиться
Класснуть