И жизнь, и слёзы, и Любовь
Атырауский центр для людей без определенного места жительства уже не может приютить всех бездомных. Бродяги обретаются где придется, например, в подвалах домов или колодцах теплотрасс.
Зимой помещения заставляют раскладушками, так как многие бедолаги приходят только переночевать. По словам директора центра Мереке ЖАНБЫРБАЕВА, соцобъект рассчитан на 50 мест, но порой здесь проживает значительно больше.
Как оказалось, руководство центра вынуждено было арендовать это здание, поскольку старое разваливалось от сырости. И если последнее находилось неподалеку от Центрального рынка, то нынешнее, куда бродяг переселили в октябре прошлого года, расположено напротив кладбища. Но постояльцам это не важно - главное, что они в тепле и накормлены.
Средний контингент жителей - люди, лишившиеся крова в основном из-за пожара. Есть такие, кого выгнали из квартиры родственники. Имеются и любители выпить. По словам Жанбырбаева, в центре люди живут недолго: одни до теплых дней, другие уходят, если есть вариант перевода в дом престарелых, третьи - если у них вдруг находятся родные...
Люди здесь разные: работящие, любящие читать книги. Имеются и запойные алкоголики - таких руководство центра определяет в наркодиспансер. Но есть в Атырау бомжи, которые проживают где придется. Местные общественники поднимают вопрос о выделении более вместительного здания под центр для бездомных. И не зря.
Например, Любовь НАЗАРЧУК оказалась на улице месяц назад. Когда-то она жила в большой семье. Помимо Любови ее родители воспитывали еще четырех дочерей: Веру, Надежду, Наталью, Алену. Но те выросли, разбрелись кто куда. Отец скончался, и Люба осталась одна с больной матерью и дочкой. А в 2014 году в их доме случился сильный пожар. Сгорело все, что было нажито, и документы тоже. Кстати, были у женщины лишь свидетельство о рождении и паспорт советского образца.
Стала Любовь по съемным квартирам скитаться, мать всегда с собой забирала. Да только через полгода умерла матушка, а вскоре и дочь Любы, которая страдала от сердечного заболевания. Скоропостижно ушла из жизни и сестра Вера. От горя Любовь частично парализовало. Год за ней ухаживала сестра Надежда, но сейчас она сама прикована к постели.
Когда Люба встала на ноги, оклемалась, начала искать работу. Но, кроме мытья полов, ничего не умела. К слову, она поступала в техникум, да муж, давно уже покойный, заставил ее бросить учебу. В новом микрорайоне одно время мыла подъезды. Там ей комнату выделили. Но потом уволили, заработки стали непостоянными, а ночевать приходила к сестре Алене.
Однако месяц назад родственницы сильно разругались, и младшая сестра выгнала Любовь из своей арендуемой хибары. Вот так в 65 лет осталась Назарчук без жилья, без документов, без профессии.
Всю в слезах Любовь, сидящую в морозный январь на лавочке, заприметила председатель одного из КСК Курбанбике КАБДЫГАЛИЕВА. Сердобольная женщина выделила бедняге теплый подвал дома, приняла на работу.
- По идее, я рискую: здесь, в подвале, нельзя жить. Но выхода нет. Мы посмотрели объявления насчет аренды квартир - там дикие цены! А вообще, документы ей нужно делать! - вздыхает Кабдыгалиева. - Но для этого нужен хотя бы дубликат свидетельства о рождении. А чтобы его получить, положено привести трех свидетелей, которые бы подтвердили: Любовь Назарчук - это она и есть. Но одна сестра парализована, вторая и слышать ничего не хочет о Любе, а третья проживает в России.
- Вот ее я и ищу, - присоединяется к разговору Любовь. - Вы напишите, пожалуйста, в газете - может, она в интернете прочтет и откликнется! Наталья еще в девяностых уехала на заработки в Россию, и никаких вестей от нее с тех пор нет. Может, кто знает, где она сейчас?
В ЦОНе - атырауском филиале НАО “Государственная корпорация “Правительство для граждан” - пообещали помочь с вопросом получения документов.
- Так ведь ей же 65 лет! Уже можно и в дом престарелых. Пусть только справку из горсобеса возьмет, медосмотр пройдет. Ну если уж там не возьмут, тогда к нам. Только мы через два месяца ее сможем взять - пока на учет будем ставить... сами понимаете, - неожиданно предложил Мереке Жанбырбаев.
И добавил, что строящееся здание центра будет рассчитано на 60 человек, к лету его обещают сдать. Может, тогда уже всем бродягам в нем пристанище найдется.
Надежда ШУМИЛИНА, фото автора, Атырау