2916

Конечная остановка - автосвалка

В среду в Алматы сгорел автобус марки ЛиАЗ, который обслуживал маршрут №131. Принадлежит он муниципальному автопарку “Алматыэлектротранс”. Увы, рядовое уже событие, на которое можно было и не обратить внимания, если бы не...

Конечная остановка - автосвалка
Фото с сайта zakon.kz

Официально сообщение управления городской мобильности появилось через несколько часов после аварии.

“Возгорание произошло на автобусе марки ЛиАЗ, которые подходят к завершению нормативного срока эксплуатации. При плановой проверке технического состояния автопарка была выявлена высокая степень износа автобусов данной марки. В связи с этим для повышения качества предоставляемых услуг и безопас­ности пассажиров автопарком запланирован закуп новых подвижных единиц для их замены”, - сказано в сообщении.

Первая партия этих автобусов поступила в Алматы осенью 2017 года, доставляли их из России поэтапно. Новенькие, с кондицио­нерами - расхваливали их на все лады. Теперь, оказывается, для города эти автобусы были вообще неподходящими: мол, двигатели у них слабенькие для алматинского рельефа.

- Несколько сотен разукомп­лектованных “ютонгов”, ЛиАЗов и других марок находятся на стоянке в поселке Жетыген, которую уже прозвали кладбищем автобусов. Да, там находятся и старые, но немало и относительно новых, эксплуатировавшихся 3,5-4 года. Когда автобусы выходят из строя так рано, это повод серьезно задуматься, - заостряет внимание президент Союза автотранспорт­ников Казах­стана Сабит АМАНБАЕВ

- Они могут бегать по улицам города до 10 лет! Всего четыре-пять лет эксплуатации говорит о неудовлетворительной работе или отсутствии грамотной технической службы, планового, предупредительного ремонта, технического обслуживания, своевременной диагностики.

Понятно, что ЛиАЗ - это не “мерседес”, и в Алматы сложные условия: множество подъемов, пробки, техника выходит из строя раньше, чем в равнинном городе, - но не настолько же! У частников тот же автобус эксплуа­тировался бы в два, а то и в три раза дольше, а потом еще и продали бы в регионы.

- Будут пенять, что вы защищаете частников, ведь ЛиАЗы - автобусы муниципальные.

- Я не хочу говорить только об “Алматыэлектротрансе”, но, если мы видим подобные проб­лемы, их нужно разбирать, какого бы парка это ни касалось. Тем не менее считаю, что государственная форма управления всегда уступает частной: свое есть свое. Я не защищаю бизнес, он также должен быть под жестким контролем и следовать плану развития сис­темы общественного транспорта. Но продуманного, прозрачного плана развития автобусных перевозок в нашем городе пока нет! Из-за этого сфера общественного транспорта хромает на обе ноги.

Новые автобусы Алматы закупает на деньги налогоплательщиков, а через несколько лет, не исчерпав заложенный заводом-производителем ресурс, они выходят из строя. Мы об этом должны говорить. Потом акимат сообщает, что вскоре прибудут еще 300 автобусов и 100 троллейбусов. Но горожане улучшений не почувствуют: новая техника просто выдавит еще годную для эксплуатации старую. В Алматы у коммунального парка пока нет площадей для ее стоянки, отсутствует развитая производственно-техническая служба. И деньги налогоплательщиков, потраченные на обновление подвижного состава, уйдут как вода в песок.

В представленной таблице - автобусы, вышедшие из строя, которые находятся в поселке Жетыген. Информацию нам предоставил “Алматыэлектротранс”. Мы спросили в автопарке, что с этими автобусами планируют делать: продавать как лом или хранить дальше?

- По данным транспортным средствам прорабатываются варианты решений о дальнейших действиях. О принятых мерах будет сообщено дополнительно, - ответили нам.

Оксана АКУЛОВА, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть