7874

Без визы виноватые

Иностранные инвесторы, владеющие бизнесом в Шымкенте, попали в форменный передел. Часть из них уже готова отказаться от многомиллионных вложений и свернуть деятельность. Виной всему судебные иски, предъявляемые им органами госдоходов. Налоговики, основываясь на законе “О миграции”, обвиняют иностранных бизнесменов в его нарушении ввиду отсутствия у них визы бизнес-иммигранта категории С5. В то же время другой закон - “О регистрации юридических лиц” - не предусматривает этой визы вовсе. Такое разночтение двух казахстанских законов может здорово подпортить инвестиционный климат и имидж страны у зарубежных инвесторов.

Без визы виноватые
Инвесторы на совещании в антикоре.

В свое первое наступление против 289 инвесторов, не имеющих визы С5, шымкентские налоговики пошли в 2021 году, после того как прокуратурой города было проанализировано соблюдение миграционного и налогового законодательства иммигрантами, прибывшими в Казахстан для занятия предпринимательской деятельностью. Наличие визы бизнес-иммигранта согласно статье 40 закона “О миграции” - обязательное условие при создании юридического лица. В течение двух месяцев после въезда иностранный предприниматель должен зарегистрировать предприятие или войти в состав учредителей и вложить в бизнес деньги. Если деньги вложены, а визы нет, то регистрация ТОО по решению суда может быть признана недействительной, как и все его последующие сделки с контрагентами. И тогда ни бизнеса, ни денег.

Однако в правилах государственной регистрации юридических лиц ни о каких визах и речи нет! Что, впрочем, не помешало шымкентским налоговикам причислить без разбору всех выявленных бизнесменов без виз к дельцам теневой экономики: и тех, кто участвует в серых схемах, и тех, кто работает открыто, создает рабочие места и пополняет бюджет налогами. Последние предприняли попытку защитить свой бизнес. Тогда же и выяснилась юридическая коллизия двух законов.

В ходе заседания с участием представителей департамента госдоходов, палаты предпринимателей Шымкента и судов, к тому времени уже заваленных исками, стороны пришли к выводу: раз присутствует разночтение в законах, то судить за отсутствие визы пока никого не следует. На том первая исковая кампания налоговиков и завершилась.

Однако в 2022 году началась вторая волна все тех же исков по поводу отсутствия все той же визы, хотя изменений в законах нет и поныне. Инвесторы, впервые получившие уведомления от налоговиков, заверяют, что не знали о необходимости ее получения. Регистрировали свои ТОО на территории Казахстана, вкладывали деньги и становились учредителями абсолютно легально, и никто не требовал от них никакой визы. Палату предпринимателей Шымкента вновь завалили обращениями, в основном турецкие и китайские бизнесмены. Иски от районных управлений госдоходов получили 42 компании с участием иностранного капитала. Одно из таких предприятий - ТОО “Sin Yuan Steel” - шымкентский завод по переработке металла. Трое учредителей из КНР в 2016-м вложили в предприятие около 50 млн долларов. К концу 2021-го завод, на котором трудилось 200 шымкентских рабочих, вышел на проектную мощность. А затем начались судебные тяжбы, в которых инвесторы провели около года, полностью остановив производство. В итоге по одному их предприятию органы госдоходов иск отклонили. А по другому, с аналогичной ситуацией, кассационная жалоба сегодня рассматривается в Верховном суде. За это время китайские бизнесмены уже успели получить инвесторские визы категории А5.

Турецкие инвесторы, несмотря на то что у Турции с Казахстаном установлен безвизовый режим, столкнулись с теми же проблемами. Бизнесмен из Турции Йылмаз ШАМ, владелец строительного бизнеса, имеющего международный масштаб, заявил, что не собирается участвовать в судах, а просто уйдет из страны, в которой не рады его инвестициям в экономику.

- Я уже вложил в строительную компанию в Шымкенте 22 млн долларов, в планах на ближайшие пять лет - еще 150 млн долларов. У Казахстана не прошу ни копейки на развитие бизнеса, все деньги привожу из Турции. Налоги плачу своевременно. Но теперь, после письма от налоговой про визу С5, я стал задумываться, стоит ли дальше инвестировать в экономику Казахстана. Нет ни желания, ни времени судиться. У меня много проектов в других странах, где рады инвестициям без всяких виз, - заявил бизнесмен.

Председатель казахско-турецкой ассоциации “КАТКА” Динмухаммед ЗИЯТБЕКОВ в поиске ответа на вопрос о правомерности исков от налоговиков досконально изучил все законодательные акты по теме и нестыковки. 

Он уверен, что процедура получения визы бизнес-имми­гранта до конца не отработана и имеет ощутимые пробелы.

- Эта виза выдается на основании приглашения от госорганов Казахстана. Однако не оговорено, кто пригласит инвестора, который еще не образовал юридическое лицо и только намеревается открыть бизнес. В перечне требуемых документов есть справка о наличии либо отсутствии запрета на осуществление предпринимательской деятельности. Но, допустим, в Турции такую не выдают, - пояснил Зиятбеков. - Ну разве это мыслимо, что легальные компании с миллиардными оборотами и выплатой всех налогов по решению суда могут быть признаны незаконными! При этом пострадают и местные предприниматели - контрагенты. Разорение только лишь из-за разночтения казах­станских законов?!

В поисках истины Динмухаммед Зиятбеков дошел до комитета миграционной службы МВД, получив разъяснение о том, что для граж­дан стран с безвизовым режимом виза бизнес-имми­гранта не требуется. Кроме того, в комитете пояснили, что основным законодательным актом, регулирующим вопросы создания юридических лиц, является одноименный закон о госрегистрации, а вовсе не закон “О миграции”. Подтвердил это и начальник управления миграционной полиции Шымкента Сунгат ТУГЕЛЬБАЕВ, объясняя, почему его ведомство не подает иски против инвесторов.

Около двух часов участники совета по защите прав предпринимателей на заседании в антикоррупционной службе Шымкента, куда были приглашены представители всех госорганов, в споре пытались найти ответ на вопрос: правомерно ли судить тех, кто несет деньги в страну, платит налоги и создает рабочие места? Но так его и не нашли.

- Кто должен уведомлять инвесторов при регистрации ТОО об оформлении бизнес-визы? Почему их сначала регистрируют, а после требуют визу и подают судебные иски? И как такое отношение к иностранным бизнесменам скажется на инвестиционной привлекательности Казахстана? - на вопросы председателя совета Мелеса СЕЙТЖАНОВА так никто и не ответил.

Заместитель руководителя ДГД Шымкента Берик ЖАМАЛБЕКОВ был чуть ли не единственным, кто твердо убежден: незнание законов не освобождает от ответственности даже бизнесменов с миллионами долларовых инвестиций.

- Из 7,5 тысячи иностранных бизнесменов визу на въезд в качестве бизнес-иммигранта получили только 1,1 тысячи человек, - привел данные анализа Генпрокуратуры Жамалбеков. - 6,4 тысячи нерезидентов эту визу не имеют. В Шымкенте таковых 1360. В основном граждане третьих стран после создания юридического лица от нас скрываются, а созданные ими фирмы-однодневки используются в различных схемах по выводу средств в теневой оборот.

Не мерить всех иностранцев общим аршином и все же разделять тех, кто реально вкладывает деньги в экономику страны, от тех, кто их выкачивает, налоговиков призвали представители и палаты предпринимателей, и даже прокуратуры. Пресловутый индивидуальный подход, по мнению надзорного органа, поможет отделить зерна от плевел. Однако устранить проблему раз и навсегда можно лишь с помощью внесения изменений в законы.

Чтобы привести их в соответствие, НПП “Атамекен” уже адресовала предложение об устранении коллизии в Генпрокуратуру и Минфин. Свои заключения по этой проблеме в комитет госдоходов и антикор направили шымкентские налоговики и борцы с коррупцией. Инвесторам же в этой ситуации рекомендовано лишь запастись терпением и вовремя платить налоги. Глядишь, и уцелеет бизнес.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть