Лайфхак для диджитал-пипла
Как можно авторизоваться в мобильном приложении электронного правительства, обойдя косяк системы
Решил окончательно и бесповоротно “обновить” себя в eGov mobile. Раньше я был в мобильном е-гове, в его первых версиях, когда еще SMS приходили по услугам, имел доступ к нескольким цифровым документам, ну и все такое прочее. А осенью прошлого года вдруг обнаружил, что вход в eGov mobile для меня заказан.
Несколько раз обновил само приложение - бесполезно: после вкладки с “Добро пожаловать” на следующей зияла пустота с надписью в верхнем правом углу “Отмена”. Проверил - параметры моего телефона и его программное обеспечение соответствуют требованиям. Я уже много лет в системе “Электронное правительство”, через компьютер захожу туда как к себе домой, разумеется, имею и пользуюсь ЭЦП. Естественно, номер моего мобильника давно зареган в базе мобильных граждан (БМГ). И тут такой облом! Что за чертовщина?
Имея опыт общения с операторами службы “1414”, прежде чем связаться с ними по возникшей проблеме по телеграм-каналу, заранее заскриншотил пошагово свои неудачные попытки авторизации/регистрации в мобильном приложении.
Оператору, представившейся Махаббат, изложил свою беду, отправил скриншоты. В процессе переписки с ней выяснилось, что всемогущая служба “1414” в моем случае бессильна, не может помочь. “Ошибки нет, мы не можем принять на техподдержку, - написала в чате Махаббат, предложив обратиться к разработчику eGov mobile - в АО “НИТ” (Национальные информационные технологии): - Зайдите на сайт их и напишите им на емайл, ошибки и скрины приложив”.
Внял этому совету. Причем отправил письма с изложением сути проблемы, прикрепив скриншоты, на несколько адресов АО “НИТ”: nitec@nitec.kz (почтовый ящик компании, как я понял, для всех обращений, кроме официальных), Kairat.Zhakupov@nitec.kz (в представительство компании в Алматы), а также на mgov@nitec.kz (именно сюда компания просит пользователей сообщать о проблемах с eGov mobile). Указал в письмах свой номер телефона - для обратной связи. Почтовый сервис показал, что письма успешно дошли до адресатов 26 и 27 января.
В ответ - тишина. В общем, хорошо так отфутболили, классически, показательно!
Но отступать я не собирался. Решил положиться на случай, но вместе с тем пошел простым логическим путем.
Рассуждал так: мне нужна ЭЦП в смартфоне, чтобы получать госуслуги, верно? Бесспорно. Скопировал из ноутбука в телефон в отдельно созданную папку ключи электронной цифровой подписи.
Теперь нужно, чтобы еговная система в телефоне меня “узнала”, идентифицировала именно меня. Но как это сделать? Через ноутбук, оборудованный видеокамерой, зашел на сайт egov.kz (я же там есть). Кликнул “Войти” (в систему) и далее из предложенных вариантов выбрал вкладку Digital-ID (вход на свою личную страницу с использованием биометрических данных). Выполнил все предложенные мне сайтом алгоритмы: фейсконтроль, вбил данные ИИН и номер мобильного телефона и так далее. Вскоре на смартфон пришло SMS-сообщение с кодом, который я отразил в предложенной вкладке на egov.kz.
Когда я через пару минут вошел в eGov mobile на своем телефоне, отразились мои ранее закачанные ключи ЭЦП, я ввел пароль для них, еще несколько манипуляций по требованию - и вуаля: система меня приняла, мне стали доступны госуслуги теперь уже и в мобильном варианте. Это случилось!
Чтобы подвести черту под своими изысканиями, процитирую пост неизвестного мне Алексея МАРКОВА, который он оставил совсем недавно, 25 января 2023 года, в “Google Play Маркет” (через который все мы скачиваем приложения в телефон) под eGov mobile в разделе “Оценки и отзывы” (орфография и пунктуация сохранены):
“Хотелось проверить мобильную версию. Увы. Нажимаю вкладку авторизация выскакивает окошко войти и жмем и появляется белый экран с надписью сверху справа отмена и все. Вход по QR коду тоже не работает. Отправил в техподдержку подробно написал про последовательную ошибку и скриншот отправил. В итоге они не поняли и захотели чтобы подробные шаги с скриншотами отправил. Поверьте за такое отношение к своей работе на заводе давно бы выгнали за кривую реализацию плана”. Ну просто золотые слова!
И ответ АО “НИТ” (nitec.kz) под этим постом: “Здравствуйте! Пожалуйста напишите нам на электронный адрес mgov@nitec.kz для того, чтобы мы могли более детально разобраться с проблемой, с которой Вы столкнулись”.
Один в один мой случай, не правда ли? Нетрудно сделать вывод, что таких, как я и Алексей Марков, столкнувшихся с далеко не самой сложной проблемой регистрации/авторизации в eGov mobile, десятки, если не сотни, а может, и тысячи. А сколько других претензий о некорректной работе мобильного приложения и жалоб на “Правительство для граждан”!..
Мораль сей были: если наше государство определило коньком развития страны всепоглощающую цифровизацию, то и качество таких услуг вместе с контролем их предоставления должно быть на адекватном, должном уровне. У нас сервис обслуживания клиентов в компаниях, непосредственно работающих с населением, таких как служба “1414”, отдан на аутсорсинг (не знаю, как сейчас, но до недавних пор так же работал и “Казахтелеком” на номере “160”). А там - складывается такое впечатление - порой попадаются совершенно случайные люди, которые совсем не в теме. Вот и футболят клиентов-пользователей эти “диджитал-специалисты”, как им удобно, не вникая в суть вопроса, проблемы, не прилагая усилий разобраться, помочь. А про обратную связь АО “НИТ” я вообще молчу - тут без комментариев.
Кстати, об обратной связи. Разработчики eGov mobile регулярно и иногда даже довольно часто обновляют версии этого мобильного приложения. Но ошибки и косяки, о которых информируют в чатах пользователи, не исправляются. И как же тогда прикажете пиплу цифровизироваться?
Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, рисунок Игоря КИЙКО, Алматы