2338

Соседям помешали?

Почему старики, доживающие свой век в семейской больнице паллиативной помощи и сестринского ухода, никак не дождутся переезда из аварийного здания в новый корпус

Соседям помешали?
Старая больница.

Медицинское учреждение для одиноких стариков, нуждающихся в особом уходе, открылось при Обществе Красного Полумесяца в камышитовом здании бывшего детского сада в 1993 году. Уже тогда хлипкий барак отслужил 30-летний срок эксплуатации. С каждым годом больница ветшала все больше. Когда глава ирландского благо­творительного фонда Фиона КОРКОРАН увидела своими глазами, в каком бедственном положении находятся пациенты лечебницы, она загорелась идеей построить для них новое здание.

В 2011 году началось строительство на территории клинического учебного центра медицинского университета. Однако, когда уже был возведен фундамент, выяснилось, что больница строится… не для Общества Красного Полумесяца: мол, клиническому центру ее и передадут. Правда, чиновники пообещали перевести туда всех пациентов.

Новый корпус.

Cтройка растянулась на годы. В 2016-м хоспис, возведенный на пожертвования ирландцев, наконец распахнул свои двери, но выяснилось, что в нем… нет места для социально уязвимых пациентов больницы Общества Красного Полумесяца. По сей день в ее ветхих стенах теснятся беспомощные старики после инфаркта и инсульта, а также лица без определенного места жительства с ампутированными после обморожения конечностями.

Рустэмбек АПСАЛИКОВ, возглавив больницу Общества Красного Полумесяца семь лет назад, сразу бросил все силы на поиск инвесторов для строительства нового здания. 

Рустэмбек АПСАЛИКОВ

Но никто не отозвался. Когда в 2018 году Общество Красного Полумесяца выставило на приватизацию свои больницы в городах Казахстана, родители главного врача - Жанат ЖАГИПАРОВА и Казбек АПСАЛИКОВ - выкупили семейскую больницу. После этого они приняли решение на собственные средства построить новый корпус на территории медицинского учреж­дения. Однако для возведения двух­этажного здания на 63 койки не хватало места. Тогда владельцы выкупили соседний участок со старым частным домиком. Строение снесли, все разрешительные документы получили, начали строительство.

- Вот тут и возникло препятствие в лице нашей соседки Валентины МАКАРОВОЙ. Она пришла ко мне и сказала, что против соседства с таким контингентом. Конечно, меня это покоробило. Любой человек может оказаться в сложной ситуации, - рассказывает Рустэмбек Апсаликов.

Тогда он даже предположить не мог, к каким непредсказуемым последствиям приведет недовольство учительницы математики сельской школы Валентины Венедиктовны.

Сначала она забрасывала жалобами всевозможные инстанции.

- Приходит к нам весной участковый и говорит строго: “Вы специально топите вашу соседку!” Я объясняю: “Мы - наверху. Участок Макаровой - в низине. Паводковые воды естественным образом стекают к ней. Ту часть нашей территории, которая находится в низине, тоже подтапливает. Загляните в наши подвалы”. В следующий раз СЭС приходит к нам с проверкой. Это Валентина Венедиктовна пожаловалась, что мы затопили ее участок… нашими отходами жизнедеятельности! Показываю им: “Вот наша канализация! Такого просто не может быть!” - морщится от неприятных воспоминаний Рустэмбек Казбекович.

А потом и вовсе Макарова подала иск в суд… с требованием снести “незаконное” строение! Суд она проиграла, поскольку ни один аргумент Валентины Венедиктовны о том, что строящееся здание больницы представляет угрозу для здоровья и жизни ее семьи, не нашел подтверждения. Попытки обжаловать отказ в иске от 15 ноября 2021 года в высших инстанциях - вплоть до Верховного суда - также потерпели фиаско.

Но Валентина Венедиктовна не оставила своей идеи добиться сноса нового здания. После ее жалобы в местные исполнительные органы акимат постановлением от

25 февраля 2022 года… отменил собственное разрешение выполнить реконструкцию здания больницы сестринского ухода и архитектурно-планировочное задание на проектирование нового корпуса. Основанием стало то, что строительство медицинского учреждения не соответствует детальному плану застройки, по которому здесь должны быть возведены многоквартирные жилые дома.

Однако владельцы больницы сестринского ухода подали иск в суд об отмене этого постановления акимата. Суд решил, что оказание паллиативной помощи имеет социальную значимость для государства и общества, поэтому постановление акимата подлежит отмене. К слову, по закону допус­кается вносить изменения в план детальной застройки.

- Из-за судебных тяжб строительство неоднократно откладывалось. Вот и сейчас придется ждать, пока решение вступит в законную силу. Если ответчик будет его обжаловать во всех инстанциях, вплоть до Верховного суда, на это может уйти год, - предполагает адвокат Юлия ПРАСОЛОВА.

- Но больные не могут больше ждать. Самые тяжелые из них могут не дожить до этого момента. Я принял решение в ближайший месяц завершить строительные работы в новом корпусе и перевести туда всех наших пациентов, - Рустэмбек Апсаликов настроен решительно.

Я решила на месте разобраться, в чем суть проблемы. В старом здании больницы сестринского ухода сотрудники как могли создали уют. В палатах - хороший косметический ремонт. Но рассохшие­ся оконные блоки нельзя поменять. Если попытаться это сделать, рассыпятся камышитовые стены.

Строительные работы продолжаются.

Мне показывают строительно-техническое исследование на предмет дальнейшей эксплуатации аварийного здания больницы. Осмотр объекта проводился 20 октября 2022 года. На фундаменте обнаружены массовые прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания. В помещениях - сырость. Срок службы сборно­-щитового здания больницы - 30 лет. На момент проведения исследования объект эксплуатируется 69 лет. Срок службы превышен уже более чем в два раза!

По заключению экспертов, больница находится в аварийном состоянии и представляет угрозу для безопасности находящихся там людей. Проведение капитального ремонта (реконструкции) экономически нецелесообразно, поскольку пришли в полную негодность и подлежат замене деревянные перегородки, полы, оконные блоки, пораженные гнилью.

Идем в новый корпус, рассчитанный на 63 места. Что сказать? Небо и земля! На цокольном этаже - служебные и вспомогательные помещения. На первом и втором этажах - палаты, рассчитанные на трех пациентов. В каждой комнате - кондиционер, вытяжка, рукомойник, душевая, санузел, розетки для подключения телевизоров и холодильников. У каждой постели будет кнопка вызова.

- Конечно, в старой больнице мы даже не могли об этом мечтать. Просто нет технической возможности все это установить, - говорит главный врач.

Уже завезли оборудование для столовой, новую мебель и функциональные электрические кровати с пультом управления, пожертвованные благотворительным фондом из Германии.

Главврач показывает новые палаты.

Новый корпус окружен частным сектором. Окна выходят на десяток дворов. Но претензии предъявила только одна Валентина Макарова.

- Говорит, что она и ее муж не смогут свободно передвигаться по своему двору, зная, что на них смотрят из окон. Обзор на ее двор есть только из двух палат на втором этаже. Но у нас в основном лежачие больные. Они не смогут подойти к окну. Да и у медперсонала нет времени разглядывать Валентину Венедиктовну и ее мужа. Уход за лежачими больными - тяжелейший труд! - восклицает Рустэмбек Казбекович.

А что же Валентина Макарова? Она продолжает писать жалобы. Приведу лишь несколько цитат из ее последнего письма в акимат: “Из окна верхнего этажа каждую ночь светит мощный прожектор в мой огород, что мешает отдыху моей семьи. Летом прожектор из окна уничтожил все посевы и посадки на моем участке (картофель, свеклу, морковь, кабачки, тыкву) и многолетние культуры (вишню, смородину, виноград, землянику)… Моя безопасность под угрозой… Из окон верхнего этажа (предположительно из пневматического оружия) ведется обстрел моих строений и имущества (антенны)…. На стене около 12 кондиционеров, которые будут выбрасывать микробы на мой участок”.

Комментарии излишни.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть