3596

Не лучше ли развивать реальную конкуренцию?

Сдержать цены на социально значимые продукты питания в преддверии нового года вполне реально, утверждают в Агентстве по защите и развитию конкуренции (АЗРК).

Не лучше ли развивать реальную конкуренцию?

Во вторник на брифинге в Службе центральных коммуникаций журналисты задали волнующий сейчас всех казахстанцев вопрос: реально ли сдержать цены на еду?

- Да, реально, - ответил первый заместитель председателя АЗРК Рустам АХМЕТОВ. - Задача премьер-министром поставлена - не более 20 процентов (повышение цены. - Л. Т.) до конца года (имеется в виду в целом за год. - Л. Т.), мы этой задачей сейчас занимаемся. У нас сейчас где-то уже порядка 19,6 процента (с начала года. - Л. Т.) рост на социально значимые продукты питания.

По словам Ахметова, для роста цен есть экономические предпосылки, а также причины, связанные с незаконными действиями участников рынка.

- Если идет превышение торговой надбавки больше 15 процентов, то необходимо обращаться в акимат, так как там обладают компетенцией возбуж­дать административные дела и привлекать к ответственности. Но для этого нужно знать цену производителя или поставщика продукции. К сожалению, население об этом не знает. Есть также возможность провести антимонопольное расследование в случае, когда участники рынка сговорились и подняли цены. Если потребитель имеет эти сведения на руках, то он может обращаться в АЗРК, - отметил первый зампред агентства.

Прокомментировал он и вопрос о том, нет ли монопольной составляющей в победе ТОО “Мобайл Телеком Сервис” и АО “Kcell” в открытом аукционе радиочастот для пятого поколения мобильной связи (5G):

- Не полностью нас итоги конкурса удовлетворяют. В первую очередь мы видим дальнейшие риски монополизации. Мы лишились возможности появления на этом рынке частного оператора. Лишились частных инвес­тиций, поскольку дальше эти инвестиции по внедрению 5G будут осуществляться госкомпанией. Возникают риски того, что внедрение 5G будет осуществляться за счет повышения тарифов. Чтобы этого не произошло, мы будем мониторить ситуацию и действия операторов по тарифообразованию. Соответствующие рекомендации профильному министерству мы уже дали.

Говоря о нефтяном рынке, Ахметов отметил, что ТОО “Petrosun” и АО “НК “КазМунайГаз” занимают на нем 80 процентов. Половина доли участия в Petrosun выкуплена “КазМунайГазом”, соответственно, у государства практически 80 процентов рынка.

- Создание, по сути, единого оператора в лице АО “НК “КазМунайГаз” создает риски выдавливания частного бизнеса и злоупотреблений при реализации нефтепродуктов. Для нивелирования этих рисков приняты меры по развитию биржевых торгов и введению правил доступа к объемам ключевых игроков на рынке. Сейчас на стадии принятия нормы законов, исключающие деятельность поставщиков нефти, не занимающихся добычей или переработкой. Соответственно, в качестве давальцев будут выступать только недропользователи или НПЗ, что исключит одно из лишних звеньев в схеме реализации нефтепродуктов. Кроме того, предусматривается внедрение механизма сбалансированного регулирования цен на ГСМ, - заявил первый зампред АЗРК.

Рынок сотовой (мобильной) связи, продолжил он, представлен двумя субъектами: АО “Казахтелеком” (у него Kcell, “Мобайл Телеком-Сервис”) с долей 62 процента и ТОО “Кар-Тел” с долей 38 процентов.

- Для демонополизации данного рынка предложено принять меры по реализации сотовых операторов с государственным участием, повышению эффективности использования и изъятия неиспользуемого радиочастотного спектра, внедрению конкурсного порядка его распределения, - сказал Ахметов.

Услуги перевозки грузов железнодорожным транспортом оказывают ТОО “КТЖ-ГП”, ТОО “ТТТ Сервис” и ТОО “Dar Rail”. Доминирующее положение - более 95 процентов - занимает первая из названных компаний.

- Доступ частных перевозчиков на рынок ограничивается действиями оператора, который предоставил доступ не всем 20 компаниям, имеющим лицензии, а только трем и на конкретных участках. Агентство полагает целесообразным выделить национального оператора в отдельное юридическое лицо, что предполагает устранение неравного доступа к инфраструктуре и создание условий для появления конкуренции на рынке перевозки грузов, - заявил Ахметов.

Между тем зампредседателя АЗРК Болат САМБЕТОВ рассказал о проведенных и проводимых ведомством расследованиях. При этом Рустам Ахметов заметил, что бессмыс­ленно ежегодно расследовать действия субъектов рынка - лучше принять меры по развитию конкуренции.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Олега СПИВАКА, Астана

Поделиться
Класснуть