Чёрная касса дома престарелых
В Акмолинской области вынесли приговор по резонансному делу: трое работников из администрации центра “Шапагат”, оказывающего услуги инвалидам и пенсионерам, похищали деньги своих постояльцев и присваивали бюджетные средства. Директору госучреждения суд дал 8 лет, бухгалтеру - 7 лет, исполняющей обязанности главного бухгалтера - 5 лет лишения свободы.
Присвоил чужие
Много ли надо старикам в доме престарелых? Уют, тепло, внимание и забота. А вот деньги - зло. Наверное, примерно так думал руководитель коммунального государственного учреждения “Центр оказания специальных социальных услуг “Шапагат” в Акмолинской области Сакен ДЖЕКЕБАЕВ. И деньги ему очень были нужны, в том числе на погашение кредита и строительство дома, в котором он, судя по всему, планировал встретить старость.
Свои делишки, за которые директор дома престарелых и угодил на скамью подсудимых, он начал проворачивать еще в 2018 году. Тогда заместитель передала ему на хранение деньги поступившей в учреждение пенсионерки СОЛОВЬЕВОЙ - 670 тысяч тенге и 1902 доллара. Джекебаев, вместо того чтобы передать сбережения женщины на хранение в бухгалтерию, оставил их себе. Говорит, не корысти ради, но суд ему не поверил.
“Злоупотребляя оказанным ему в силу занимаемой должности доверием, из корыстных побуждений задался преступным умыслом, направленным на хищение чужого имущества путем обмана, сопряженного с использованием своего служебного положения, распорядился данными денежными средствами по своему усмотрению, потратив их на личные нужды”, - сказано в приговоре.
Всплыла эта история лишь в 2020 году, когда в дом престарелых пришли проверяющие из управления координации занятости и социальных программ Акмолинской области, у которых Соловьева поинтересовалась, все ли в порядке с ее сбережениями. Но денег в сейфе не оказалось.
Джекебаев схитрил и быстренько внес 1 470 000 тенге на счет женщины, получил выписку об их наличии из АО “Казпочта”, в тот же день снял и снова забрал их себе! Правда, делал он это не своими руками, а поручил своему заместителю, которая каким-то образом получила у нотариуса в Астане доверенность от имени пенсионерки с правом открытия счета. Бабушка сидела в неведении, а директор козырял справкой из банка перед проверяющими.
Он явно не ожидал, что на этом дело не закончится и в апреле 2021 года ситуацией заинтересуются уже сотрудники антикоррупционной службы по Акмолинской области. И это будет не просто проверка, а начало досудебного расследования в отношении сотрудников КГУ по фактам хищения денежных средств, причем не только по пропаже сбережений Соловьевой.
Серьезно испугавшись за свою свободу, Джекебаев при своих подчиненных вернул пенсионерке ее сбережения. Однако это уже не могло спасти ситуацию, потому что борцы с коррупцией раскопали в учреждении и другие факты хищения денег.
Круговорот кадров
КГУ “Центр оказания специальных социальных услуг “Шапагат”, село Аккайын, Целиноградский район” финансируется из областного бюджета. Учредителем является акимат Акмолинской области.
В доме престарелых постоянно не хватало санитаров, зольщиков и кочегаров, а директор, вместо того чтобы укомплектовать штат, начал оформлять на свободные места мертвые души. Получку нескольких фиктивно устроенных человек руководитель забирал себе. Подсобить директору согласилась бухгалтер Галина ИВАНЧУК. Она искала людей, которых можно фиктивно принять на работу и обналичивать их зарплаты, чтобы отдавать шефу.
Первым делом в октябре 2018 года на должность кочегара устроили сына пособницы, который когда-то уже работал в этом доме престарелых, поэтому все его анкетные данные были в базе.
Директору, чтобы не быть разоблаченным, пришлось посвятить в свои планы и палатную санитарку Екатерину ПАДАЛКО. Ей он поручил заполнять табель учета рабочего времени формально трудоустроенных людей, для этого повысил санитарку до экономиста бухгалтерии. Карьерный взлет девушку, видно, впечатлил, и она согласилась поучаствовать в схеме. Падалко исправно вносила в табель ложные сведения с января по сентябрь 2019 года и заверяла их своей подписью.
Директор и его пособники то принимали, то увольняли и других людей, в том числе тех, кто раньше действительно работал в КГУ, поэтому в бухгалтерии сохранились их анкетные данные.
Когда главный бухгалтер учреждения ушла в декрет, ее обязанности директор возложил на Екатерину Падалко. И она еще полтора года скидывала зарплаты мертвых душ на карту бухгалтера Иванчук для обналичивания и хищения этих денег.
В материалах уголовного дела значится, что директор вместе со своими пособницами совершил хищение бюджетных средств в особо крупном размере на сумму почти 12,5 млн тенге.
В суде в качестве вещественного доказательства представили книгу складского учета, в которой бухгалтер вела всю черную кассу и фиксировала поступления от начисленных заработных плат формально трудоустроенным лицам, а также записи, подтверждающие использование денег Джекебаевым и Иванчук в личных целях, в том числе на погашение кредитов…
Но и это еще не все эпизоды.
Ничего святого
Ограниченные возможности постояльцев стали поводом для безграничной наглости Сакена Джекебаева. Он решил наживаться не только на бюджетных деньгах, но и на проживающих в “Шапагате” пенсионерах и инвалидах.
В 2019 и 2020 годах он прикарманивал их деньги, выплачиваемые государством в качестве пенсий, пособий по инвалидности и выплат в честь госпраздников.
Чтобы старики даже не заподозрили, что за их спиной проворачивают свои грязные делишки те, кто должен их опекать и защищать, Джекебаев решил оформить доверенности без участия самих услугополучателей. Рукоприкладчиками стали сотрудницы учреждения, подписавшие документы нотариусу.
Шеф заверил их, что доверенности делаются исключительно для удобства немощных услугополучателей и все деньги им обязательно передадут.
Начиная с октября 2019 года Иванчук по поручению шефа снимала деньги в АО “Казпочта” и хранила их у себя, выдавая начальнику наличность по первому требованию.
За год общая сумма денежных средств, похищенных у услугополучателей на основании доверенностей, составила более 3,7 млн тенге.
Талоны на ГСМ на сумму 173 400 тенге, которых недосчитались проверяющие, проводившие расследование, просто мелочи на этом фоне.
Белый и пушистый
Подсудимый Джекебаев на суде вины не признал. Он заверял, что денежные средства не похищал и в преступный сговор с Иванчук и Падалко не вступал, они просто выполняли его поручения. Деньги Соловьевой он якобы просто хранил у себя в сейфе и вернул еще до возбуждения уголовного дела. Однако суд расценил это как добровольное возмещение ущерба.
Умысла на похищение пенсий и пособий опекаемых у него не было, настаивал директор, они все получали вовремя и, мол, просто не помнили этого, учитывая их возраст и наличие заболеваний.
А мертвые души он устраивал вынужденно, потому что приходилось выкручиваться, чтобы выкроить деньги на прибор “Циклон ЦН-15-800-2УП”, который понадобился для отопления. Вырученными от левых зарплат деньгами он якобы оплачивал ПЦР-тесты сотрудников во время пандемии. Не хватало денег и на хозяйственные нужды. Еще он купил подержанный аппарат ИВЛ за 4,5 млн тенге, когда сам заболел коронавирусом. Талоны ГСМ он обналичил якобы для того, чтобы купить шину на служебную автомашину-погрузчик.
Хотя допрошенные на судебном заседании представители акимата Акмолинской области АКБАРОВА и КЫЗКЕНОВА сказали, что директор мог сделать передвижку денежных средств на другую специфику за счет экономии по имеющимся в КГУ вакансиям. Тем более в 2020 году такие со специфики “оплата труда” по экономии заработной платы на другие специфики делали, и они были удовлетворены. За счет экономии, например, покупали матрасы на сумму 3,6 млн тенге, платили 1,5 млн тенге за клининговые услуги по обработке зданий в период карантина.
Бухгалтер Галина Иванчук не признала вины и отказалась в суде от дачи показаний. А вот самая молодая подсудимая Екатерина Падалко чистосердечно раскаялась и частично признала вину, кроме того, помогала следствию, поэтому и получила самый маленький срок - 5 лет лишения свободы. Директора признали виновным в мошенничестве, присвоении или растрате вверенного имущества. Бухгалтер Иванчук получила свое за пособничество.
Кроме того, Целиноградский районный суд Акмолинской области вынес несколько частных постановлений: в адрес акимата области, прокуратуры района и Министерства юстиции о нарушениях закона нотариусом из Астаны при оформлении доверенностей.
Приговор не вступил в законную силу.
Екатерина НАЗАРЕНКО, Кокшетау