1742

Квартир нет, но вы крепитесь

Выпускники уральских детдомов требуют выдать им жилье, положенное по закону. Вместо этого им сообщили, что теперь они будут оплачивать коммунальные услуги в доме, где нет элементарных условий для проживания.

Квартир нет,  но вы крепитесь

Жительницы так называемого дома юношества “Шанырак” снова осаждают областной акимат. Молодые женщины говорят, что уже устали считать количество походов и обращений к власти, но ситуация по-прежнему безвыходная. Мало того, что им сейчас даже не обещают бесплатного жилья, которое гарантировано государством, так еще и в ближайшем будущем им предстоит оплачивать коммунальные услуги в доме, где они нашли временное пристанище.

- Мы живем с клопами и тараканами, условия ужасные, - говорит одна из жительниц “Шанырака” Юлия БЕЛЯЕВА. - А недавно директор мне сказал, что скоро я буду платить за комуслуги. Как такое возможно, если я живу в холле?! Батарея еле теплая. У меня трое детей. Я все время думаю, когда закончится эта черная полоса в моей жизни. Я с двенадцати лет скитаюсь, так хочется, чтобы у моих детей все было хорошо.

Дом юношества “Шанырак” был создан для того, чтобы в нем выпускники детдомов могли жить до достижения 23-летнего возраста. Предполагается, что к этому возрасту люди должны получить образование, работу и жилье от государства. С образованием, особенно с высшим, у подавляющего большинства не складывается: поступить на грант удается немногим, а оплачивать обучение сирот некому. Хорошую работу найти очень сложно. Соответственно, зарплаты у населения общежития невысокие.

С жильем ситуация и вовсе аховая. За десять последних лет свои квартиры получили только 500 выпускников. Очередь же за это время выросла почти до двух тысяч человек. Бывшие детдомовцы приспосабливаются как могут. Кому повезло с работой, снимают квартиры или комнаты, кто-то ютится у друзей или родственников. Около 200 человек, когда-то заселенных в дом юношества до достижения 23 лет, так и застряли в нем без особых перспектив на изменения. Многие из них уже вышли замуж и женились, у них появились дети, которые никогда не видели человеческих условий жизни. Антисанитария, сырость, проблемы с водой и отоплением, клопы и тараканы, одна общая душевая на три этажа - это далеко не полный перечень всех прелестей общежития.

- Света здесь нет, поэтому моемся, подсвечивая телефонами. Ну или днем моемся, когда через окошко свет попадает, - объясняет одна из местных жительниц. - Туалет, можно сказать, один на всех. В некоторых блоках есть унитазы, но таких немного. Это только у тех, кто живет в крайних по коридору комнатах. Там когда-то были туалеты, знаете, когда по два на этаж в разных концах коридора. Вот те, кому отгородили комнаты там, пользуются ими.

Асель АНТАЕВОЙ в этом отношении повезло. Она живет в блоке из трех комнат в конце коридора. Соответственно, есть свой туалет. Однако на этом все бытовые блага заканчиваются. Давным-давно, когда в этом здании размещался детдом, здесь были игровая, методическая комнаты и кладовая. После того как детдом перепрофилировали под дом юношества “Шанырак”, на их месте оборудовали блок, состоящий из двух комнат, кухни, туалета и ванной. Сейчас ванная приспособлена под бытовку - там стирают и сушат белье, в двух комнатах и кухне живут семьи.

Асель с мужем и тремя детьми живет в бывшей кухне. Комната меньше восьми квадратных метров ночью превращается в одно сплошное лежбище. Когда вся семья ложится спать, они как раз умещаются между стеной и шкафом. Кроме шкафа и пристроенной к нему раковины в комнатке есть телевизор, в углу стоит холодильник и крохотный круглый столик, за которым двое старших детей по очереди делают уроки.

- Мы даже косметический ремонт сделать не можем, обои поклеить, потому что под ними сразу заводятся тараканы и клопы, - сетует Асель. - Травить в одной комнате бесполезно, а на все общежитие денег не выделяют.

И все-таки даже эти ужасные условия не главное, о чем говорят люди. Они требуют выдать им жилье, гарантированное государством. Этот вопрос стоит во главе угла.

Государство, вписавшее сирот в категорию получателей бесплатного жилья, мало заботится о выполнении своих же законов. До недавнего времени арендное жилье в регионах строили по принципу своеобразного парт­нерства. Большая часть денег на него выделялась из республиканского бюджета, небольшая доля - из местного. Тогда очередь худо-бедно, но двигалась. Ситуацию в корне изменили поправки в закон о жилищных отношениях, принятые в этом году. Теперь все траты на строительство арендного жилья возложены на местные бюджеты. Уральская казна такое строительство самостоятельно не тянет. А все попытки местных властей выйти из этой ситуации ни к чему не приводят.

- Мы предлагаем выход, - говорит заместитель акима области Бахытжан НАРЫМБЕТОВ. - Разработали программу с Отбасы банком, по которой дети-сироты смогут брать ипотеку под 5 процентов. Это очень маленькая ставка. И мы работаем над тем, чтобы снизить ее еще вдвое. В этом случае в месяц людям нужно будет платить всего 60-70 тысяч.

- А на что нам тогда жить? - в свою очередь задаются вопросом люди. - Никто из нас не получает зарплаты, позволяющие пройти по этой программе. Их чиновники придумывают для галочки, чтобы просто показать, что они что-то делают. Из двухсот человек, что живут в “Шаныраке”, под суммы, которые запрашивает банк в качестве гарантийного дохода, смог пройти только один.

- Мне, чтобы пройти по программе, нужно зарабатывать 300 тысяч тенге, - говорит Асель Антаева. - Где вы видели такие зарплаты? Если бы мы могли позволить себе эту ипотеку или хотя бы снимать квартиру, неужели мы продолжали бы жить в этом ужасе?!

По словам замакима области, администрация неоднократно проводила анкетирование и предлагала шаныраковцам должности с официальной зарплатой, однако люди отказываются идти на эту работу. При этом в управлении занятости в ответ на наш запрос сообщили, что работодатели предлагают хорошие оклады немногим: инженерам, специалистам ИТР и т. д. Судя по ответу руководителя собеса, шаныраковцам вакансии с окладом 180-200 тысяч (это минимальные оклады, с которым можно рассчитывать на программу ипотеки) никто не предлагал.

Кроме ипотеки акимат рассматривает возможность расселения людей в дачные массивы. Об этом идут переговоры, но пока ничего определенного не известно.

- Мы не просим ничего, кроме того, что нам гарантирует государство, - говорит жительница “Шанырака” Алеся АРСТАНОВА. - Никто из нас не виноват, что оказался в детском доме. И мы не можем понять, для чего у нас в Уральске придумывают какие-то новые программы. В законе сказано, что каждый выпускник детдома имеет право на бесплатное жилье. Дайте нам его. Мы люди! И хотим жить по-человечески!

Чиновники на законные требования сирот лишь разводят руками. Зато сообщили, что в ближайшем будущем в “Шаныраке” введут плату за коммунальные услуги. Правда, перед этим обе­щали сделать капитальный ремонт здания.

- ПСД на капитальный ремонт уже почти готова. Остались кое-какие поправки и экспертиза. Думаю, в ближайшее время нач­нем ремонт, - пообещал заместитель акима области Бахытжан Нарымбетов. - Но обратно смогут вернуться не все. Мы будем проводить работу. Не все, кто живет сейчас в общежитии, - бывшие воспитанники детдомов. Есть мужья и жены, которые не являются этим контингентом, многие живут в гражданском браке... Те, кто вернется, тоже фактически будут жить незаконно, потому что уже перешли порог 23-летнего возраста. Но мы вас понимаем и идем на уступки. Вам придется платить за коммунальные услуги.

О том, каким образом подойдут к переформированию состава жильцов “Шанырака”, прямо никто так и не сказал. Будут ли разлучены семьи, останутся ли без крова те, кто нашел работу в других населенных пунктах, пока покрыто мраком неизвестности. Достоверно лишь то, что квартиры, гарантированные бывшим детдомовцам государством, в обозримом будущем уже даже не обещают.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть