2555

Этапы кривого пути

В Семее на встречу городского отдела транспорта с населением смогли добраться далеко не все желающие. Многие просто не дождались своего автобуса. Те горожане, которым с большим трудом все же удалось доехать до места встречи, не смогли скрыть возмущения.

Этапы кривого пути

Пенсионеры с окраин просили чиновников объяс­нить, почему из 13 автобусов, обслуживающих маршрут, выходят на линию всего семь, а потом из семи пять водителей дружно уходят на обед. В ответ представители городского отдела пассажирского транспорта и ав­томобильных дорог призвали жителей Семея фиксировать все нарушения! Мол, главное - снять на фото и видео и своевременно отправить по WhatsApp на номер 8 747 752 26 84. Тогда по всем фактам будут приняты соответствующие меры! При этом всем было понятно: проблемы общественного транспорта в городе настолько серьезны, что никакая фиксация не поможет…

Жители Семея успели ощутить на себе целых три этапа “развития” пассажирских перевозок. До 2017 года 70 процентов маршрутов приходилось на долю двух предприятий, принадлежащих Григорию ПИНЧУКУ, - ТОО “Сем­автопарк” и ТОО “АзияКомби”. Гиганты выигрывали тендеры на популярные маршруты и передавали их в субаренду множеству частников. В результате в Семее наблюдался даже переизбыток автобусов.

Чиновники обещают контролировать ситуацию, но только при помощи горожан.

Горожане до сих пор помнят, с каким азартом водители обгоняли друг друга в погоне за пассажирами. Но такая активность наблюдалась только в часы пик. В остальное время пассажиры долго простаивали на остановках в ожидании автобусов. Общественный транспорт массово сходил с линии уже в восьмом часу вечера. В субботу и воскресенье многие автобусы просто не выходили на маршруты, считая эти дни своими законными выходными.

Возмущение пассажиров вызывали старые аварийные автобусы, грязные салоны, грубые водители и кондукторы, которые норовили пронестись мимо льготников - детей и стариков. Ситуация усугублялась тем, что детища Пинчука выкручивали руки акимату, требуя немедленного повышения тарифа под угрозой забастовок. Ответом местных исполнительных органов на шантаж стало создание так называемого муниципального автопарка SemeyBus, где 49 процентов принадлежало государству, 51 процент - бизнесу.

Второй этап становления общественного транспорта в Семее начался с хаоса. Оказалось, новые зеленые автобусы некому водить. Автопарк так и не смог справиться до конца с дефицитом водителей. Ударило по пассажирам не только сокращение числа автобусов почти вдвое, но и перестройка маршрутной сети. Акимат сделал ставку на… пересадку.

Лишившись прямых маршрутов, пассажиры вынуждены были переплачивать за проезд. Переполненные салоны и скандалы вокруг электронного билетирования не прибавляли оптимизма горожанам. Но как только они начали привыкать к зеленым автобусам, грянул гром в виде пандемии коронавируса. Новый автопарк не выдержал испытания карантином. Так и не дождавшись обещанных акиматом субсидий, SemeyBus приказал долго жить.

После его банкротства местные власти объявили спасителем общественного транспорта Семея Григория Пинчука. С возвращением “Семавтопарка” пассажиры теперь живут с ощущением, что до полного краха осталось совсем чуть-чуть.

Третий этап впитал в себя все недостатки двух предыдущих. Снова на манеже все те же старые автобусы большого класса. Правда, к ним позже присоединились зеленые автобусы разорившегося SemeyBus, которые акимат передал Пинчуку. Но это нисколько не изменило плачевную ситуацию.

В данный момент в “Семейавтопарке” 250 автобусов. И так же, как во времена муниципального автопарка, возвращенцы жалуются на острейшую нехватку водителей.

- Мы готовы принять хоть завт­ра сто водителей. Но их нет! - воскликнул юрист ТОО “Семавтопарк” Николай ЧНЕГОВ на встрече с населением.

Тем временем автобусы перестают ходить не только после семи вечера и в выходные, но даже в часы пик!

С наступлением морозов в “Семавтопарке” заявили, что автобусы не выходят на линии, потому что замерзает солярка, чем очень сильно рассмешили прежних перевозчиков, оставшихся за бортом. До 2017 года многочисленные автобусы не сходили с линий даже в 40-градусные морозы. Опытные водители использовали проверенное средство - добавляли в солярку керосин. Неужели в “Семавтопарке” на это нет денег?!

Но самое интересное: если перевозчики до 2017 года и муниципальный автопарк работали без субсидий, то на “Семавтопарк” пролился золотой дождь из бюджета. Как известно, в Казахстане субсидируются значимые социальные маршруты. В Семее таковыми признаны все 38 существующих маршрутов. Тариф составляет 80 тенге. В автобусах, где есть электронное билетирование, проезд за наличные стоит 140 тенге. За каждого пассажира перевозчики получают субсидию от 90 до 500 тенге на разных маршрутах!

Что же надо еще сделать, чтобы все автобусы выходили на линию, а не меньше половины?

- Надо повышать зарплату водителям, а на это дополнительно нужны субсидии из бюджета, - сказал на встрече Григорий Пинчук.

Впрочем, пенсионер Николай Алексеевич КОЛОДКИН, до 2007 года работавший механиком в автопарке, предложил способ, который не требует вливаний из бюджета.

- Вы говорите, что не хватает автобусов! Почему вы не можете привлечь частников? - обратился он к представителям ТОО “Сем­автопарк”.

- Частные автобусы, ради бога, пусть приходят! Но частники не приходят. И пазики, и средний класс, и большой класс - рады принять всех! - заверили Колодкина.

И тут не выдержала я:

- К вам приходят частники с комфортабельными автобусами, а их разворачивают. Почему?

- Все, кого развернули, могут обратиться к нам, - отреагировал замруководителя отдела пассажирского транспорта и автодорог Семея Нурлан ОМАРОВ. - Обращение каждого будет рассмотрено. Хотелось заранее сказать, что мы не можем повлиять на автотранспортное предприятие, чтобы человека взяли на работу, поставили на рейс. Это внутренняя деятельность. Мы можем дать только рекомендации…

Один из тех, кому дали от ворот поворот (и не один, а три раза!), - Олег УКРАИНЦЕВ. В первый раз он предложил в аренду ТОО “Семавтопарк” свои шесть комфортабельных автобусов большого класса на 50 посадочных мест. Ему ответили отказом. Во второй раз Олег решил пойти другим путем: разработал собственный маршрут, о чем сообщил в акимат. Городской отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог отказался от его предложения, сославшись на то, что на этом направлении автобусов и так в избытке. На самом деле - нет. В третий раз он направил в ТОО “Семавтопарк” три автобуса с водителями на днях. И снова им заявили, что не нуждаются в чьих-то услугах.

- Наши автобусы брали в ТОО “Таксопарк”. Три месяца мы поездили по убыточному маршруту. Но субсидии, которые получили за него от акимата, нам не отдали. Получили только то, что выручили по билетам. В итоге я потерпел большие убытки. Мне пришлось заплатить из своего кармана зарплаты водителям и кондукторам, - возмутился Олег.

- И что, теперь продадите свои автобусы в другие города, как сделали многие?

- Да. Три автобуса я уже продал. Еще три буду выставлять на продажу. Но пока в Семее есть и свободные автобусы, и водители. У акимата теперь единственный путь, чтобы окончательно не потерять общественный транспорт, - передать другим перевозчикам часть маршрутов. Должна быть конкуренция. Нельзя складывать яйца в одну корзину, - считает перевозчик.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть