3985

Меня били, и я буду…

В Казахстане хотят ужесточить наказание за нанесение побоев несовершеннолетним. Парламентарии сейчас рассматривают соответствующие поправки в законодательство. Недавний случай с десятилетней девочкой, которую разъяренная мать ударила головой о машину, показал, что даже дети в материально благополучных семьях могут быть не защищены. Адекватное ли наказание получила эта мать? Можно ли усмирить родителей-агрессоров лишь репрессивными методами?

Меня били, и я буду…
Рисунок Игоря КИЙКО.

На прошлой неделе суд вынес решение в отношении астанчанки, проявившей жестокость к своей дочери. За то, что она вывела ребенка в холод без обуви и одежды, сильно ударила об автомобиль и довела до истерики, нарушительница получила штраф в 10 МРП по статье 127 КоАП “неисполнение обязательств по воспитанию ребенка, защите его прав и интересов”.

Казахстанцы, судя по комментариям в сети, крайне возмущены таким мягким наказанием. “И это в Год защиты детей!”, “Сначала ребенка наказала мать, а затем - государство”, - писали они, выражая мнение, что более подходящими мерами были бы общественные работы или даже ограничение родительских прав.

Уполномоченный по правам ребенка Аружан САИН, отвечая на мой вопрос, соразмерно ли в данном случае наказание совершенному деянию, предложила обратиться в комитет по охране прав детей Минпросвещения, где мне коротко сказали: “Решение суда не комментируем”.

Адвокат, бывший заместитель председателя Верховного суда Тагир СИСИНБАЕВ подчеркивает, что по закону жестокое обращение - это причинение особых физических или психических страданий путем побоев, истязаний, лишения пищи и воды, крова, одежды, помещения, приспособленного для проживания.

- Этих действий, даже если не наступили последствия, достаточно для квалификации дела по статье 140 Уголовного кодекса (“неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним” наказывается штрафом до 160 МРП либо исправительными, общественными работами, арестом. - Л. Т.). С натяжкой можно было квалифицировать данный случай как жестокое обращение, но обвинение предъявили по другой статье. Я думаю, его достаточно для профилактического воздействия на нарушительницу. Если ее поступок повторится, то можно наказывать строже, - полагает юрист.

Законодательные поправки

Депутат мажилиса Снежанна ИМАШЕВА 10 МРП для провинившейся считает достаточным наказанием. Дело получило большую огласку, и, по ее мнению, “общественное порицание даже действеннее, чем сам штраф”.

- Депутаты мажилиса шестого созыва выносили на обсуждение вопрос, стоит ли наказывать родителей, которые бьют своих детей. Причем бьют не до синяков и расстройств здоровья - это уже охвачено Уголовным кодексом, а просто дают подзатыльники. Но общественность выступила против того, чтобы вводили наказание за шлепки и тумаки, - напомнила депутат.

Сейчас мажилис рассматривает законопроект о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы по вопросам прав человека в области уголовного правосудия, исполнения наказания, предупреждения пыток и жестокого обращения.

Законопроектом парламентарии предлагают внести поправки в статью 73-2 КоАП “нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью”, увеличив штрафные санкции, если такое правонарушение совершено в отношении несовершеннолетнего.

В статью 140 Уголовного кодекса хотят внести поправку, обязывающую правонарушителя на основании медзаключения получать психологическую помощь во время ареста, общественных или исправительных работ. Помимо этого депутаты предлагают исключить примирение по этой статье.

- Неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка (статья 140) необязательно подразумевает агрессию. Это может быть даже невнимание к ребенку, оставление его дома одного, отсутствие заботы, которые влекут ухудшение его здоровья и состояния. Это происходит из-за пренебрежительного отношения родителей к своим обязанностям и непонимания сути отношений между родителем и ребенком. В таких случаях психолог смог бы помочь, - подчеркнула Снежанна Имашева.

С осужденными женщинами дети могут находиться в местах лишения свободы до достижения трех лет. Депутаты предлагают внести изменения в статью 116 Уголовно-исполнительного кодекса, определяющую особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, кормящих матерей и женщин, имеющих детей. Если матери до освобождения осталось меньше года, а ребенку уже исполнилось три, то его можно будет оставить с ней.

Статью 146 Уголовного кодекса о пытках дополнили новым составом правонарушения: “жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение”. Новая норма даст возможность привлечь к ответственности не только служащих правоохранительных органов, но и сотрудников различных лечебных, воспитательных, социальных учреждений. Таким образом, отметила Имашева, наше законодательство приводится в соответствие с Конвенцией ООН против пыток.

- В скандинавских, европейских странах могут среагировать даже на то, что ребенок плохо выглядит. Ювенальная полиция может посетить семью, если, например, соседи пожаловались на услышанные крики. В Казахстане нет такой выстроенной системы. Но, я думаю, со временем, с развитием нашего общества мы будем к этому приходить. А сейчас нужно работать в поле профилактики, с психологами, создавать здоровые отношения в семье, - считает Снежанна Имашева.

Цепная реакция

По словам психолога, члена комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при акиме Астаны Натальи СЕМЕНЕНКО, в мировой практике работа с жертвами насилия независимо от возраста и пола начинается с правовой защищенности:

- Штрафом в 10 МРП государство, конечно, не создало никакой защищенности пострадавшей девочке, она вернется в те же условия. Если бы у суда были какие-то рычаги воздействия - к примеру, предоставить родителю-агрессору выбор: ограничение родительских прав на полгода либо вы идете к психологу и занимаетесь коррекцией семейных отношений. Но для этого нужны официальные центры психологической помощи, где будут поддерживать такие семьи.

Психолог подчеркивает, что родители в первую очередь обязаны обеспечить безопасность ребенку, но зачастую они сами являются источником опасности.

- Какими бы ни были причины, они не оправдывают жестокого обращения с ребенком. Зачастую матери, обижающие своих детей, сами в детстве пережили агрессию со стороны родителей или у них конфликтные отношения с супругом. Ребенок, которого бьют родители, можно сказать, психологически искалечен, в подсознание у него откладывается позиция и стратегия жертвы. Но жертва обязательно станет тираном, найдя кого-то слабее себя. Получается цепная реакция, - объяснила причины и последствия психического и физического насилия над детьми Наталья Семененко.

Целая наука

Аружан Саин полагает, что органы опеки теперь должны какое-то время держать семью, где пострадала десятилетняя девочка, на контроле. Нужен и контроль со стороны школы, школьного психолога, это должно стать сдерживающим фактором для родителей и какой-то гарантией защиты прав ребенка. Родителям этой семьи, отметила Саин, нужно обратиться к специалистам, психологам, которые помогут осознать недопустимость такого поведения в правовом и морально-психологическом аспектах, чтобы потом не пришлось вступаться за детей уполномоченным органам, вплоть до органов опеки.

- Семейная жизнь, воспитание детей - это наука, которую сегодня, к сожалению, в организациях образования не преподают. В наше школьное время был предмет “этика и психология семейной жизни”. Старшеклассникам давали хоть какие-то основы знаний в этом плане, в том числе о готовности к браку, материнству и отцовству, о том, какая это ответственность. Пора применить в нашей системе образования этот опыт, который, кстати, активно используется в разных странах. Сейчас во многих семьях с детьми на тему семейных отношений вообще не говорят, в школе тоже. В результате более 40 процентов браков распадаются, - поделилась мнением детский омбудсмен.

Цифры в тему

- 1472 дела о лишении родительских прав, 426 - об ограничении ­ в родительских правах рассмотрено судами за 9 месяцев 2022 года. Из них удовлетворено 1008 исков о лишении родительских прав, 350 исков об ограничении в родительских правах.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Опрос в тему

Чем обернётся, если подзатыльник в воспитательных целях приравняют к уголовному правонарушению?

- Дети совсем отобьются от рук.

- Родителей будут шантажировать и пугать полицией.

- Маленькие проказники начнут зарабатывать на примирении сторон.

- Рухнут устои традиционного воспитания.

- Наконец-то вырастет поколение незабитых детей.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Поможет ли запрет на электронные сигареты остановить эпидемию курения среди школьников?

- Нет, их будут продавать тайно..........................21%

- Да, если за их продажу будут наказывать высокими штрафами..........................................27%

- Бороться с курением среди школьников должны семья и школа.......................................10%

- Какой смысл запрещать, если никто ничего не контролирует.................................................42%

Поделиться
Класснуть