Дороги Требуют Порядка
Как снизить смертность на трассах страны?
Проблема гибели людей в дорожных авариях стала настолько злободневной, что на нее обратил внимание глава государства. На недавней встрече с общественностью Семиречья президент заявил: “Надо положить этому конец”. Но как?
Основные причины роста аварийности на дорогах известны: несоблюдение ПДД, нетрезвые водители, коррупция, некачественное строительство трасс, слабая подготовка будущих автолюбителей и открытая торговля водительскими правами при отсутствии должного контроля в этой сфере. Сейчас в соцсетях нетрудно найти предложения помогаек “сделать права за день”. Цена - вопроса 120-150 тысяч тенге.
На изъяны обучения автовождению недавно обратила внимание депутат мажилиса Гульдара НУРУМОВА:
- Функции по проведению теоретических и практических экзаменов в 2019 году из регистрационно-экзаменационных отделов МВД были переданы в госкорпорацию “Правительство для граждан”. Сейчас обучение осуществляют 747 центров, процесс подготовки водителей стал формальным.
Какие же действенные меры необходимо предпринять, чтобы выполнить поручение президента? Ужесточить ответственность автошкол, штампующих свидетельства об успешном окончании курсов? Увеличить сумму штрафов за совершение таких ДТП? Вернуть на дороги страны дорожную полицию с радарами? Вот что обо всем этом думают опрошенные нами эксперты.
Омирзак ТУСУМОВ, экс-глава дорожной полиции Казахстана:
- Что мешает арестовывать пьяных водителей не на 15 суток? Дать им пару месяцев общественных работ - в МВД есть все рычаги для этого.
Надо упразднить самоподготовку водителей. Деятельность по подготовке автолюбителей и профессионалов сделать лицензируемой, как прежде. Словом, все, что связано с обучением водителей, вернуть в МВД. И увеличить сроки обучения. Три месяца - на категорию “В” (управление легковым авто), а на “С” (грузовой транспорт) сделать полгода. Водителей автобусов и грузовых машин с прицепом учить еще дольше и качественнее. Однозначно увеличить часы практического вождения.
Нужна широкая разъяснительная работа в обществе, начиная с детсадов, школ учить детей правилам дорожного движения. Только карательными методами полиции ситуацию не изменить.
Эдуард ЭДОКОВ, председатель Независимого автомобильного союза:
- Нужно избавляться от “рогов и копыт” - фирм-пародий на автошколы. Не имея классов, учебных пособий, оборудования, опытных инструкторов, такие учебные центры предлагают по демпинговым ценам курсы подготовки. Им лишь бы заплатил за курс обучения - и на следующий день готов сертификат.
Поэтому поддерживаю инициативу по усилению контроля над подготовкой и сдачей экзаменов для получения водительских удостоверений. Речь о процессе обучения: есть ли учебная база и классы подготовки, профессиональные преподаватели, соответствующая литература. Нужно выработать обязательный перечень для того, чтобы разрешить желающим открыть автошколу. Да, вырастет цена обучения, но человеческая жизнь бесценна.
Жандос МУРАТАЛИЕВ, зам-председателя комитета административной полиции МВД:
- Самостоятельная подготовка водителей была введена в апреле 2016 года для категорий, разрешающих управление легковыми авто и мотоциклами (так тогда МВД переняло положительный международный опыт). Кстати, для остальных категорий обучение в автошколах является обязательным.
Сейчас деятельность автошкол носит лишь уведомительный характер: в МВД и в Мининдустрии и инфраструктурного развития (МИИР) написали письма, что открыли автошколу, и все на этом. Никакого контроля. Проверять, все ли у них соответствует требованиям, госорганы не вправе, поскольку действует мораторий на проверки субъектов МСБ.
Что предлагается? Перед открытием автошколы сотрудники МВД и МИИР сначала должны детально проверить наличие в ней учебных классов, преподавателей, учебных автомобилей. Следует увеличить сроки и качество обучения. У ассоциации автошкол есть база данных, она интегрирована с МВД. Мы можем видеть, в какой день зачислили курсанта, прошел ли он положенный срок обучения, предоставил ли медицинское заключение о годности к управлению транспортом, сколько часов ездил за рулем с инструктором. Вот тогда уже не получится утром заплатить и вечером получить права.
В свое время запретили использовать на дорогах фоторадарные комплексы “КРИС-П”, прозванные в народе скоростомерами. Но, учитывая рост ДТП со смертельным исходом, министр разрешил их применение на некоторых трассах. Высокая скорость - одна из основных причин роста ДТП с тяжкими последствиями.
Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности:
- Рост аварий связан с безнаказанностью - это очевидный факт. Нарушения норм ПДД стали правилом на наших дорогах, и полиции необходимо применять давно забытый ими принцип неотвратимости наказания.
Можно вернуть дорожную полицию и радары, но необходимо вести бескомпромиссную борьбу с коррупцией. Иначе дорожный полицейский разведет на месте любое нарушение.
У нас, как только начинают говорить об ужесточении каких-то норм, сразу растут цены у помогаек и их покровителей в автоЦОНах.
У нас достаточно адекватные законы, нужно только исполнять их. Именно с этим у нас большие проблемы. Пока полицейские за взятки или по звонку большого бастыка отпускают пьяных водителей, пока нарушители уверены, что разведут на месте любое нарушение, пока торгуют правами как горячими порожками, ситуация не поменяется.
ДОСЛОВНО
Касым-Жомарт ТОКАЕВ:
- Каждое дорожное происшествие с человеческими жертвами следует рассматривать как чрезвычайную ситуацию. Нужно принимать системные меры для полного искоренения коррупции и недобросовестности при строительстве дорог.
Цифры в тему
- По данным Бюро национальной статистики, по состоянию на 1 сентября 2022 года в Казахстане было зарегистрировано 4 377 700 единиц автотранспортных средств.
- По информации МВД, количество ДТП в Казахстане в этом году выросло почти на 9 процентов. За 9 месяцев 2022 года в стране зарегистрировано 10 258 происшествий на дорогах, 1716 человек погибли, еще 13 376 получили ранения.
- С начала года задержаны более 15 700 нетрезвых водителей. Из них лишены прав на управление транспортом свыше 11 600, при этом более 11 тысяч подвергнуты административным арестам. Напомним, с января 2020 года ужесточена ответственность водителей за управление автотранспортом в состоянии опьянения. Кроме того, введена уголовная ответственность для лиц, ранее лишенных права управления транспортом и повторно севших за руль пьяными. В этом году порядка 1000 таких граждан привлечены к уголовной ответственности.
КСТАТИ
Вырулил, однако...
За восемь месяцев этого года полицейские выписали немалые штрафы 2729 руководителям разного ранга, ответственным за содержание дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
Недавно в Шымкенте был осужден один из руководителей “Шымкентдорстроя” Болат ТАДЖИБАЕВ. Эта фирма вопреки нормам ПДД установила в микрорайоне “Шымкентсити” на одном дорожном участке взаимоисключающие знаки “Главная дорога” и “Уступи дорогу”. Целый год водители умудрялись благополучно разъезжаться под такими знаками, но однажды два автомобиля столкнулись, погиб человек. Таджибаеву дали реальный срок, но он попал под амнистию…
Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы