2796

Держитесь, школяры-студенты! Вас снова ждут большие перемены

Практически все казахстанские школы подключены к интернету, но его скорость более чем в 90 процентах учреждений низкая, нет локальной сети или Wi-Fi. Это значит, разгрузить тяжелые рюкзаки учеников за счет перехода на планшеты пока невозможно. Решение этой проблемы прописали в концепции развития образования до 2026 года, где основной приоритет - цифровизация. Документ утвердили во вторник на заседании правительства.

Держитесь, школяры-студенты!  Вас снова ждут большие перемены

По словам министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдата МУСИНА, сегодня из более 7 тысяч государственных школ страны к интернету не подключены только 5 городских и 15 сельских школ.

- Согласно рекомендации Международного союза электросвязи, для школ с количеством учащихся более 400 человек скорость интернета должна быть минимум 1 Мб/с на 20 учащихся. Наш анализ показывает, что скорость в 6414 школах не соответствует этим рекомендациям, - подчеркнул Мусин.

Акиматам, продолжил он, до августа 2023 года необходимо повысить скорость интернета в 2810 школах, а также обеспечить прокладку волоконно-оптических линий связи до 266 школ внутри населенных пунктов. В свою очередь цифровое министерство (МЦРИАП) до августа 2024 года построит волоконно-оптические или радиорелейные линии связи для 20 школ, не подключенных к сети. В 574 школах в отдаленных сельских населенных пунктах появятся спутниковые технологии связи.

- Для решения проблемы тяжелых рюкзаков предлагается использовать планшеты, которые будут использоваться в качестве цифровых учебников, а также инструмента для доступа к онлайн- образовательным ресурсам из дома. Наше предложение: в 2023 году обеспечить более 400 тысяч первоклассников планшетами через механизм сервисной модели, - заявил глава МЦРИАП.

По его словам, сервисная модель в отличие от прямого закупа оборудования позволит снизить нагрузку на бюджет за счет распределения суммы контракта на четыре года, в течение которых ученик завершит обучение в начальных классах. Причем этот механизм будет доступен лишь отечественным производителям, которые будут предоставлять планшеты во временное пользование.

Очередные реформы, как водится, готовит и Министерство просвещения. Так, в детских садах хотят внедрить новую модель воспитания и обучения.

- Если раньше дошкольники по 20 минут учили уроки, то теперь с учетом международного опыта воспитательный процесс и обучение будут проходить через игру. Таким образом, будут созданы все условия для целостного развития ребенка. Это здоровый, коммуникабельный, самостоятельный, физически активный, обладающий навыками счета и чтения ребенок, - заявил преисполненный оптимизма министр просвещения Асхат АЙМАГАМБЕТОВ.

Вместе с тем он пообещал снизить рабочую нагрузку на воспитателей и повысить им зарплату.

- На сегодняшний день имеется большой вопрос по очередям в детские сады. На уровне регионов используются местные информационные системы, что приводит к дублированию очереди и отсутствию единого мониторинга и данных о реальной потребности мест в детских садах. В этой связи будет внедрена единая очередь в детские сады на централизованном уровне, - заявил министр.

Говоря о среднем образовании, он напомнил, что в период с 2016 по 2021 год все школы перешли на обновленное содержание. Однако исследования показали, что учебные программы по отдельным предметам все же нуждаются в совершенствовании. Поэтому вновь созданные рабочие группы в очередной (в который уже!) раз подготовят новый госстандарт и учебные программы.

- Школам поэтапно будет представлена академическая автономия. Будет внедрена внешняя независимая оценка качества образования. Система аттестации школ перейдет от репрессивного содержания к диагностическому направлению. Будет проведена работа по признанию результатов итоговой оценки в школах на меж­дународном уровне, - в общих чертах описал вновь ожидающиеся перемены Аймагамбетов.

До конца 2025 года, продолжил он, появится более 800 тысяч ученических мест, что решит проблему трехсменных и аварийных школ. Более того, уже в следующем году, по его словам, школы будут строить в таких объемах, “которых раньше не было”.

- К примеру, только в Алматы мы планируем начать строительство 20 новых школ, в 2024 году в городе будет введено 80 тысяч ученических мест, и проблема (переполненных школ. - Л. Т.) полностью решится, - заверил глава Минпроса.

У каждого педагога будет цифровое портфолио с информацией о прохождении аттестации, приеме на работу, участии в конкурсах. Аттестаты и дипломы будут выдавать по QR-коду в цифровом формате. С 2023-го курсы повышения квалификации нужно будет проходить один раз в три года, а не в пять лет.

Согласно концепции, будут открыты дворцы школьников, станции юных техников, музыкальные и художественные школы, детские технопарки… А вот еще из обещаний: в школьных столовых внедрят системы безналичного расчета, онлайн-систему контро­ля качества блюд, обновят материально-техническую базу.

В техническом и профессиональном образовании обеспечат 100-процентный охват бесплатным обучением.

Цифровые новации ожидают и вузы. Так, по словам министра науки и высшего образования Саясата НУРБЕКА, они перейдут к модели smart-университетов, что предусматривает формирование цифрового профиля студента, то есть student life track, развитие цифровых сервисов EdTech, оптимизацию процессов в соответствии с передовыми трендами цифровизации.

Наряду с этим, как уже не раз объявлялось, в регионах респуб­лики будут открыты филиалы зарубежных вузов, в частности: британского университета Хериот Ват на базе Актюбинского регионального университета им. Жубанова; Вагингенского университета (Нидерланды) - на базе университета им. Шакарима в Семее; Берлинского технического университета - на базе Восточно-Казахстанского технического университета им. Д. Серикбаева в Усть-Каменогорске; одного из зарубежных вузов в сфере сельского хозяйства, промышленности, туризма - на базе Жетысуского университета им. И. Жансугурова в Талдыкоргане.

Подводя итоги обсуждению концепции, премьер-министр Алихан СМАИЛОВ отметил, что к 2026 году абсолютно все дошкольные организации внедрят международные инструменты оценки качества воспитания и обучения. Родители смогут выбирать места в любой дошкольной организации по принципу по­душевого финансирования.

- Для обучения молодежи навыкам предпринимательства при колледжах, в том числе сельских, будут созданы малые инновационные предприятия. Это позволит 75 процентам выпускников колледжей трудоустраиваться сразу после окончания обучения. К 2026 году увеличится размер стипендий бакалавров в два раза, магистрантов и докторантов - более чем в полтора раза, - подытожил премьер.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть