3086

Высокие отношения

5G и радиофобия: насколько она распространена в Казахстане?

Высокие отношения

До конца 2022 года сети технологии 5G планируют запус­тить в Астане, Алматы и Шымкенте, до 2025-го - во всех областных городах. Но не всех эта новость радует, кого-то даже пугает…

Загадочная G

Для начала теория: чем сети 5G отличаются от сетей 4G и остальных? Беспроводные сети для передачи данных принято обозначать буквой G (от английского слова generation) и цифрой.

- Каждое из следующих поколений сетей G совершеннее предыдущих и отличается скоростью передачи информации, - объясняет независимый экс­перт в сфере коммуникаций Алексей БЕНДЗЬ. 

- Когда Казахстан перешел от 2G к 3G, пользователи узнали, что при помощи телефона можно не только звонить и отправлять sms, но и слушать музыку, скачивать фильмы и т. д. Потом появилась 4G, и в нашу жизнь прочно вошли видеозвонки и конференции, мы спокойно отправляем друг другу тяжелые файлы. 5G - это скорость передачи информации в разы быстрее нынешней: более 1 гигабита в секунду (для сравнения: 4G - от 20 мегабит до 1 гигабита).

Мы, как пользователи мобильных телефонов, особой разницы сначала не почувствуем: файлы как летали, так и будут летать, просто еще быстрее. Но со временем увидим изменения в других сферах: существенная модернизация производства, машины, которыми управляют роботы, а не люди, системы умных городов. 5G - это очередной виток прогресса.

- Для 5G нужно новое оборудование?

- Да, каждая новая технология требует усовершенствованного оборудования, и 5G не исключение. Сеть выстраивают постепенно: выбирают участок, ставят антенны в нескольких точках, тес­тируют их и пошагово расширяют радиус охвата. Смотрят на количество абонентов и плотность базовых станций в этом районе - ориентируются на существующие нормативы.

Хотим связь, но не хотим вышки

Правила установки базовых станций и вышек сотовой связи на крышах высотных жилых домов регулируют законы “О жилищных отношениях” (статья 42-1) и “О связи” (статья 29). Решение принимают большинство жильцов на общем собрании. При положительном решении оператор готовит пакет документов: заключение СЭС, разрешение на использование радиочастотного спектра. Если устанавливают вышку - архитектурно-планировочное задание и разрешение на строительство. Этот процесс может занимать до девяти месяцев. ОСИ или КСК ежемесячно получает плату (сумма может быть разной) за установку оборудования, когда речь идет о жилом доме.

- Часто радиофобы появляются именно в тот момент, когда мачта сотовой связи установлена полностью или наполовину, - рассказали нам в пресс-службе компании Beeline. - Если договориться не получается, приходится искать другой участок и заново начинать процесс оформления. Расходы по подготовке площадки (выравнивание, уборка мусора, покупка щебня и других материалов) никто не возмещает.

- Как часто компания сталкивается с радиофобией?

- На каждой третьей установке базовой станции. Это не считая случаев, когда оператор только запрашивает разрешение и до стройки дело вообще не доходит. В 2021 году из-за радиофобии не сдали в срок 40 процентов запланированных станций, в 2022-м Beeline демонтировал более 250 (установил около 2000).

Бывает, жители просят провести связь, а потом требуют убрать мачты. Вызывают полицию, акимат, закидывают вышки камнями. Станции демонтируют, связь ухудшается, люди пишут жалобы, и оператору выставляют штраф.

- Отказов становится больше?

- Да, активно растет количество абонентов, которые пользуются мобильным трафиком. Ресурс одной базовой станции не безграничен. Когда нагрузка на сеть растет, это отражается на скорости. Чтобы этого не происходило, операторы устанавливают новые базовые станции. Поэтому чем больше абонентов, тем больше компании строят и тем чаще сталкиваются с радиофобией.

Рядовые пользователи обычно не вникают в принципы работы связи и чаще всего не понимают, в чем разница между 4G и 5G. В Казахстане еще нет сетей пятого поколения, но когда оператор устанавливает вышку, радио­фобы считают, что это именно 5G.

Операторы неоднократно предлагали приравнять связь к общедомовой инфраструктуре. Тогда согласия жильцов не потребуется, а КСК или ОСИ будет предоставлять доступ для установки оборудования на основании договора с абонентами. Другой вариант (активно используется в международной практике) - опоры двойного назначения. Столбы с освещением или видео­наблюдением, в которые встраивается телекоммуникационное оборудование. Это позволило бы не только не зависеть от мнения радиофобов, но и сделать покрытие равномерным. Но до сих пор результатов нет.

Почему люди боятся

Термин “радиофобия” - боязнь радиоактивного излучения - впервые прозвучал в начале прошлого века, однако особенно актуальным стал после Чернобыльской катастрофы в Украине, а позже - на АЭС “Фукусима” в Японии. Сейчас к ней относят и страх перед современной техникой, технологиями беспроводной связи, особенно 5G.

- Радиофобию рассматривают не только как клиническое расстройство, но и как социальное явление, - раскладывает по полочкам и. о. заведующего кафедрой психиатрии и наркологии НАО “Медицинский университет Астана” кандидат медицинских наук Алмас КУСАИНОВ. 

- В общественном сознании формируется искаженное представление о радиационном воздействии на окружающую среду, что приводит к различным протестным реакциям. При этом страхи, вероятнее всего, невыраженные, доклинические. Если мы говорим о радио­фобии как о клиническом расстройстве, то ее причина, как правило, это взаимодействие нескольких факторов: биологических, психологических и социальных. Во всех случаях важна информационная составляющая. Новости, связанные с радиоактивностью, в большинстве своем носят сенсационный, устрашающий характер. В поставарийный период на Чернобыльской АЭС 76 процентов газетных публикаций были запугивающими и мало соответствовали фактам. Большинство из них писали неспециалисты. В этом смысле радиофобию рассматривают как одну из форм информационного невроза. Он развивается в ситуации неопределенности: с одной стороны, дефицит или избыточность информации, с другой - ее неадекватность.

На бытовом уровне это страх, не достигающий фобии. Лечится знанием и развитием способности критически мыслить. Опять же, данные исследований в регионе чернобыльской аварии подтверждали, что люди с высшим и средним специальным образованием более реалистично оценивали риски радиоактивного заражения. Аналогичные результаты эксперты получили во время общения с казахстанцами, живущими вблизи Семипалатинского полигона.

А это точно не вредно?

Сфера научных исследований постдокторанта Назарбаев Университета Лейлы ТЛЕБАЛДИЕВОЙ - теоретическое изучение сетей 5G. Она говорит, что до сих пор у ученых нет однозначного ответа на вопрос, вредны ли сети сотовой связи для человека.

- По данным Всемирной организации здравоохранения, многочисленные исследования не выявили влияния беспроводных технологий нижнего диапазона частот 5G (3,4-3,8 гигагерц) на здоровье человека. Насколько мне известно, как раз эти час­тоты будут использоваться и в Казах­стане. Их воздействие аналогично влиянию существующих базовых станций мобильных телефонов, то есть 4G и других, - рассуждает Тлебалдиева. - Что касается свойств сетей, технологии 5G находятся на ранней стадии развертывания и в нашей стране, и по всему миру. Нам еще предстоит понять, как радио­частотные поля влияют на человека. Думаю, более-менее определенно говорить об этом можно будет лет через 50, после множества исследований и анализа большого массива информации.

- Люди боятся сетей 5G, так как считают, что они вызывают различные онкологические заболевания?

- Если сравнить данные смерт­ности от разных видов рака в 1990-х (тогда мобильные сети второго поколения начали активно устанавливать в США) и сейчас, мы увидим, что цифры практически не изменились. В публикациях ВОЗ упоминается международный анализ данных в 13 странах-участницах, который не выявил повышенного риска глиомы или менингиомы (опухоли мозговых оболочек. - О. А.), даже если человек пользуется мобильным телефоном на протяжении 10 лет.

Это одна сторона. Есть и другая. Международное агентство по изучению рака и авторы научного отчета Европарламента, который был сделан в июле 2021 года, считают, что радиочастотные электромагнитные поля, возможно (выделено экспертом. - О. А.), канцерогенны для человека. Но важно помнить, что речь идет о случаях непосредственного взаимодействия с источником излучения электромагнитных волн, чего с нами ­обычно не происходит.

Специалисты склоняются к тому, что мобильный телефон больше, нежели вышка сотовой связи, может влиять на человека. Поэтому при разговоре рекомендуют использовать наушники или громкую связь, особенно в момент вызова другого абонента. Засыпая, не оставлять трубку возле себя. Конечно, все телефоны, которые официально продаются в Казахстане, сертифицируются и соответствуют международным требованиям безопасности, но все-таки нелишне выполнять перечисленные рекомендации.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и предоставлены героями материала, Алматы

Опрос в тему

Когда в вашем районе появится вышка 5G, как вы будете предохраняться?

- Буду носить шапочку из фольги.

- Начну писать жалобы.

- Меня ни одна зараза не возьмет.

- Боюсь, до нас прогресс дойдет еще не скоро.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Что вы ответите, если вдруг получите SMS с предложением помощи от государства?

- Конечно, давайте!............................................................17%

- Спасибо, оставьте себе........................................................7%

- Почему вы за мной следите?................................................5%

- Не буду отвечать, наверняка мошенники.............................71%

Поделиться
Класснуть

Свежее