1408

Не закопаться бы в мусоре...

Жителям Атырау собираются утроить тариф на вывоз и утилизацию ТБО

Не закопаться бы в мусоре...

Власти нефтяной столицы инициировали общественные слушания, где и огорошили горожан новостью: мусорный тариф планируется поднять с нынешних 197 до 594 тенге с человека! Если отбросить простое и вполне, в общем-то, понятное негодование людей, то остается самый главный вопрос: на что именно будут потрачены собираемые деньги?

По данным акимата Атырау, проведенный анализ показал, что тариф на сбор, вывоз и сортировку ТБО в городе для многоэтажек должен сегодня составлять 680 тенге с человека, для частных домов - 699 тенге соответственно. В результате средний тариф мог бы составить 688 тенге. Причины повышения - рост затрат на ГСМ, запасные части и материалы, увеличение зарплаты работникам, работающим в сфере сбора, сортировки и утилизации мусора. Однако акимат остановился на 594 тенге.

Как было заявлено на слушаниях, чуть больше половины из 594 тенге будет предназначаться компании “Спецавтобаза” (ее директор Алмас ИЗТЕЛЕУОВ плакался, что зарплата у рабочих мизерная, да и машины новые нужны). А вот остальное - если тариф утвердят - горожане будут платить частнику, который построил новый комплекс по сортировке и переработке твердых бытовых отходов (ТБО), - компании GreenCityClinic (GCC).

- Все могут задаться вопросом: а какое отношение имеет новый тариф по ТБО к построенному мусоросортировочному комплексу? А самое непосредственное, - разъяснил на слушаниях представитель горакимата Эдуард ОСПАНОВ. - Дело в том, что комплекс построен на частные средства, и, стало быть, с вводом его в эксплуатацию ему требуется свой тариф по сортировке отходов. И к тому же внедрение и развитие услуг по мусоросортировке реализуется в рамках изменений и дополнений Экологического кодекса.

Посыпался град возмущений общественников: зачем платить другому предприятию за сортировку и переработку, если “Спец­автобаза” этим фактически и занимается? Как выяснилось, занимается, да не полностью.

- Мы в “Спецавтобазе” из древесины делаем щепу, но не более. Вот если бы местные исполнительные органы обратили на это внимание, мы могли бы развивать эту отрасль. Нам надо развивать переработку и сортировку химических отходов, картона, пластика, - сказал в интервью корреспонденту “Времени” Изтелеуов. - До ковидной пандемии мы сдавали пластик в Россию. А сейчас, с новыми геополитическими событиями, все сотрудничество вообще сошло на нет.

Однако акимат обратил внимание на предпринимателя, который, получается, не стал ждать внимания госорганов и построил за полтора года завод по переработке отходов.

По мнению члена общественного совета Атырауской области Балжан ДОСМУХАМБЕТОВОЙ, нужно проводить отдельно тщательный анализ финхоздеятельности “Спецавтобазы” и GCC.

Встреча руководства мусоросортировочного комплекса с представителями СМИ.

- Они не в одной упряжке, это две разные частные компании. Хочу увидеть в свободном доступе меморандум между акиматом Атырау, “Спецавтобазой” и GCC. Нужно его внимательно изучить на соответствие Предпринимательскому кодексу, - заявила Досмухамбетова.

Между тем ее коллега Шынар ИЗТЕЛЕУОВА (однофамилица директора “Спецавтобазы”) предлагает взглянуть на проблему более масштабно:

- К сожалению, у нас в Казахстане пока очень трудно начинать сразу получать прибыль за продажу отсортированных отходов. Законодательная база не отработана и нужно еще вносить дополнения или вообще принимать новый закон. Например, за границей за раздельный мусор, который можно переработать, сдающие его даже получают оплату - людям выгодно отсортировать и сдавать раздельно, а не сваливать все в кучу. В Атырау же данный процесс в зачаточном состоянии. Но вот что интересно: какой процент населения сейчас платит за вывоз мусора? Ведь человек, даже не оплачивая, будет выкидывать отходы и получать услугу “вывоз мусора”. И нужно понять, кому лучше платить за сортировку ТБО - “Спец­автобазе” или GCC? Мы должны задаваться вопросами качества сортировки, вывоза отходов, создания условий для рабочих.

Еще один общественник, позиционирующий себя экоамбассадором, Арман ХАЙРУЛЛИН, и вовсе заявил, что если в Атырау не начнут качественно избавляться от мусора, перерабатывать его, то город захлестнут инфекции и эпидемии:

- Мусорный полигон уже, как пятиэтажный дом. От этого скопления появляются различные заболевания. И пять минут постоять на полигоне сегодня сложно и страшно. Если заболеем, то отдадим не 400 тенге, а все 40 тысяч! Экология - недешевое удовольствие, поэтому без лишних разговоров тариф нужно поднять, иначе будет деградация!

А что же руководство GCC? По словам директора мусоросортировочного завода Азильхана БАЙБАТЫРОВА, 224 тенге, которые полагаются им в новом тарифе, - сумма, окупающая только их производственную деятельность. Современный мусоросортировочный комплекс мощностью 150 000 тонн (к слову, “Спецавтобаза” перерабатывает втрое меньше) - в первую очередь требование экологического закона и современной реальности, отметил он:

- Мы за свои средства выкупили землю, провели все коммуникации. Все отходы города, а это 350-400 тонн мусора ежедневно, будут доставлять в наш комплекс. Из общего количества мусора планируем отбирать до 15 процентов вторсырья, сепарировать до 35 процентов органики (пищевые отходы). В планах построить еще цех по переработке органики в компост для рекультивации почвы. Оставшиеся отходы будут запрессованы в брикеты повышенной плотности. Объем для захоронения уменьшится вшестеро, и нам не придется в будущем каждые 10-15 лет строить полигоны.

- Определенная часть населения платит за услуги вывоза мусора и переработки с опозданием, - продолжил он. - К сожалению, данная отрасль никак не субсидируется государством, как газ, молоко, хлеб или транспорт. Такой нормы закона нет. Поэтому потребитель платит напрямую полную стоимость. Это основная причина, почему данная сфера у нас не развивается и никто из инвесторов не вкладывает в Казахстане свои деньги. За 30 лет существенно ничего не поменялось. Что касается тарифа, конкретно у жителей Атырау мы возьмем деньги чисто за переработку мусора! - заверил Байбатыров.

Сейчас трудно сказать, насколько власти убедили атыраучан платить повышенный тариф за мусор. Наверняка понадобятся еще не одни общественные слушания.

Надежда ШУМИЛИНА, Атырау

Поделиться
Класснуть