Ущербная модернизация
В течение нескольких лет в Таразе реконструировали тепловые сети. Для этого по программе “Нұрлы жол” было выделено 16,8 миллиарда тенге. Деньги освоили, работы завершили, а дороги и улицы после масштабной кампании все еще находятся в непригодном состоянии.
По информации акимата Тараза, общая протяженность теплосетей областного центра составляет 247,482 километра, в том числе 72,459 - магистральных. Они снабжают теплом и горячей водой 1388 социально значимых объектов, из которых 1213 -многоквартирные жилые дома.
С 2018 года модернизированы магистрали М-2 и М-4. Эти теплотрассы были изношены на 70 процентов.
Реконструкцией тепломагистрали М-2 занималось ТОО “Корпорация Жил Строй Тараз”, а М-4 - ТОО “Techno Construction Company”. В апреле 2018 года первой компании было выделено 4,5 миллиарда тенге. По заключению государственной экспертизы, срок реализации проекта - 13 месяцев. В 2019 году компания должна была завершить работы по модернизации на 5,9 километра теплотрассы.
Но генподрядчик в срок не уложился. Причиной отставания от графика назвали задержку поставок труб. Тогда с горем пополам к началу отопительного сезона строительно-монтажные работы были завершены. Однако, по информации управления энергетики и ЖКХ, объект не принят государственной комиссией в связи с незавершенными мероприятиями по благоустройству и укладке асфальтобетонного покрытия.
По жалобам жителей Тараза на то, что по улицам невозможно передвигаться, а машины то и дело приходится ремонтировать, проверку инициировал департамент Агентства по противодействию коррупции по Жамбылской области.
- Результаты мониторинга тогда показали, что мероприятия по благоустройству и восстановлению асфальтового покрытия на улицах Абая, Койгельды и Кошеней, где пролегает магистраль М-2, не производились. В зоне магистрали М-4, на улицах Ташкентской и Комратова, такие работы произведены не на должном уровне. За отставание от графика оба подрядчика были оштрафованы на общую сумму 12,9 миллиона тенге, - вспоминает главный специалист управления превенции и добропорядочности департамента Агентства по противодействию коррупции по Жамбылской области Айбек АЖИБАЕВ.
ТОО “Techno Construction Company” необходимые работы провело, чего не скажешь о ТОО “Корпорация Жил Строй Тараз”. Этим вопросом занимался не только антикор, но и общественный совет области. Подрядчика вызывали на ковер в акимат, а заказчик - государственное коммунальное предприятие “Таразтрансэнерго” - даже подал на него в суд.
- Уже три года в таком виде дорога. По вине подрядчика. Приемки не было. Работы считаются незаконченными. И пеню начисляли им, и неустойку - все без толку, - возмущен начальник районных тепловых сетей 1 (РТС-1) КГП “Таразтрансэнерго” Бейсен ТУЛПАРОВ.
На предприятии говорят, что имеется семь решений суда, которые подрядчик не выполняет.
- Мы рассматривали эту проблему на заседаниях областного общественного совета. После проведения модернизации подрядчик должен был восстановить дорожное покрытие. Деньги на работы выделялись траншами. Насколько мне известно, “Таразтрансэнерго” недоплатил подрядчику 400 миллионов. Когда мы разбирались, шли разговоры о том, что компания обанкротилась. Соответственно, проводить какие-либо работы она не могла, - пояснил член общественного совета при Министерстве информации и общественного развития Исламбек ДАСТАН.
Мы связались с директором ТОО “Корпорация Жил Строй Тараз” Мухамедкали УМЕРБАЕВЫМ, который рассказал, что у компании действительно тяжелое материальное положение, но она не признана банкротом.
- Мы не отказываемся от выполнения своих обязательств. Фирма сейчас не работает, но вне зависимости от этого мы все работы закончим. У нас есть гарантийный срок до 2024 года. Улицу Ниеткалиева уже привели в порядок. Кое-где были просадки. Сейчас проводится работа на проспекте Жамбыла. Просто возникло недопонимание с дорожниками, которых мы нанимали. В договоре были прописаны обе улицы. На днях начнут делать улицу Койгельды до улицы Сатпаева и шестой переулок Кошеней, - обещает Умербаев.
Обязательство осуществлять контроль за исполнением работ взял на себя жамбылский филиал республиканского общественного объединения “Әділдік жолы”.
- Наша организация проводила акцию “Әділдікті талап ет!” (“Требуй справедливость!”). За время ее проведения на сайт поступило 96 жалоб касательно дорог Жамбылской области. Еще семь обращений - через call-центр. Некоторые проблемы нам уже удалось решить. Например, на одной из улиц Байзакского района во время ремонта дорог просто закатали все канализационные люки. Там же постелили асфальт без битума. Все работы были исправлены и проведены согласно технологиям, - рассказала руководитель жамбылского областного филиала республиканского общественного объединения “Әділдік жолы” Назима ЖУВАНДИКОВА.
Еще одна жалоба поступила из села Кольбастау Мынбулакского сельского округа Жуалынского района. Там в рамках программы “Ауыл ел бесігі” в прошлом году выделили средства на ремонт двух улиц. Но подрядчик работу не завершил. Оказалось, что конкурс на проведение работ разыграли в сентябре. Тогда же и начались работы, а потом дожди. Неосвоенные деньги пришлось вернуть назад. Весной работы продолжить не смогли, потому что в районном бюджете денег для этого не предусмотрено.
Естественно, это возмутило сельчан.
- Как ходить по таким улицам?! Пыль столбом стоит! Машины проезжают - все в дом летит. После дождя на улицах месиво. Детям как в школу ходить? Все по этой улице ходят, - негодует житель села Кольбастау Жанабек ТАСТАНБЕКОВ.
Только после возмущения и реакции со стороны общественников дело сдвинулось с мертвой точки. И деньги нашлись, и работы начались. Аким Мынбулакского сельского округа Азамат РАХМАШОВ заверяет, что районный маслихат утвердил бюджет и работы завершат до 15 ноября.
Эти примеры показывают, что в сложившейся ситуации виноваты не только подрядчики. Если средства выделяются из бюджета, то местные исполнительные органы должны вести надлежащий контроль за их целевым использованием. Ведь до сегодняшнего дня на модернизацию потрачены немалые деньги, а дороги после нее оказались разбитыми.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото автора, Тараз