3018

Памятник или терминал?

Что в итоге построят в алматинском аэропорту, пока сказать трудно

Памятник или терминал?
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА.

VIP-терминал перенесут примерно на 500 метров южнее. А от старого здания в новом останется только витраж. Противники же этого проекта категорически настаивают на сохранении артефакта.

Этот долгоиграющий спор, похоже, переходит на следующий уровень. В минувший четверг состоялась очередная встреча. Для инвесторов она называлась “консультации с заинтересованными сторонами, 3-й этап”, для оппонентов - “вскрытие трупа”. Метафора родилась у защитников “безвременно почившего” VIP-терминала - памятника культуры и истории местного значения 1936 года постройки - ближе к концу дискуссии. Стало очевидно: новым владельцам воздушной гавани Алматы отступать некуда - позади два года баталий с общественниками.

Итак, что предлагает инвестор - компания TAV. Построить аналогичное здание на новом месте, перенести туда витражи из старого (обещают сделать все предельно аккуратно и бережно, каждое стеклышко сейчас нумеруют). Оно будет одноэтажным, но станет шире - в него войдут современные пристройки. Терминал разделят на президентскую часть и зону для авиации общего назначения. Там появится балкон - когда-то он был утрачен, сейчас его хотят восстановить.

Озеленят подъезды к зданиям и добавят некий знаковый объект - фонтан, скульптуру, венчающие улицу Майлина (по ней мы въезжаем в аэропорт. - О. А.). Что это будет, пока непонятно. Вскоре объявят конкурс среди горожан и выберут лучший проект. В новом терминале отведут место (его даже назвали музеем), где можно будет увидеть оригинальные элементы декора VIP-терминала.

После презентации проекта инвестором в наступление пошли противники переноса здания.

- Алматы не настолько богат на архитектурные артефакты, чтобы мы могли так просто жертвовать еще одним. Именно поэтому покушение на них приводит к возмущению горожан, - выразил позицию защитников старого терминала член общественного совета Алматы Асет НАУРЫЗБАЕВ. - У нас нет тысяч достопримечательностей - хорошо, если сотня наберется. И мы очень просто соглашаемся с тем, что инвестор, который купил аэропорт, не хочет потратить несколько миллионов долларов на то, чтобы построить правильное здание? Проекты есть! А вариант, который вы предлагаете, - это сделать чучело любимого домашнего животного, поставить его в угол и любоваться. Это оскорбление памяти архитекторов, которые работали над терминалом, нашей истории и нашего города!

Асет НАУРЫЗБАЕВ.

- Сегодня мы обсуждаем компенсационные меры, связанные с переносом терминала с одного места на другое, - парировала координатор по экологическим и социальным вопросам компании TAV Юлия АЛЛАХВЕРДИЕВА. - Мы и ранее слышали ваши комментарии, объяснили, почему с технической точки зрения новый терминал нужно построить именно так, как указано в нашем проекте. Он соответствует международным требованиям, пожарной и сейсмической безопасности, чего нельзя сказать о других вариантах, которые предлагали и которые обсуждали. Решение о переносе здания VIP-терминала принято!

Юлия АЛЛАХВЕРДИЕВА.

- Но ведь это новодел! Вы уничтожите памятник архитектуры!

- Мы выбрали наиболее приемлемый вариант - у нас есть все разрешения!

И так - два часа. Каждый остался при своем мнении. Я же после завершения встречи решила уточнить, когда могут начаться работы по переносу VIP-терминала.

- Мы приступим к ним после завершения общественных слушаний, - ответила Юлия Аллахвердиева. - Перенос витражей, элементов декора - это сложная процедура, которую мы будем согласовывать со специальной комиссией. Работу начнем в ближайшее время, но не могу точно сказать, когда мы ее закончим.

- Вы будете использовать оригинальные элементы, которые демонтируете с исторического здания, при строительстве нового?

- Нет, мы будем использовать их в музее. Во-первых, боимся их повредить - сейчас они держатся на стенах за счет большого количества слоев краски (нанесенной поверх них. - О. А.). Как мне объяснили, все это время эти элементы “не дышали”. Мы будем вручную аккуратно их открывать. Когда сделаем это, станет понятно, в каком они состоянии. Но даже через краску видны трещины и ржавчина на металлических деталях. Если мы перенесем эти элементы на новое здание, 5-10 лет они там простоят, и все.

- Вы будете использовать старый кирпич, другие стро­ительные материалы?

- Мы рассматривали и такой вариант. Были подобные предложения. Но поймите, это старое здание, мы не можем взять, скажем, стены и сделать их частью нового. Оно не будет отвечать сейсмическим и требованиям безопас­ности. Поэтому мы не станем строить этот терминал из старого кирпича.

- Я правильно вас пониманию: варианта “отменить перенос терминала, пересмотреть проект” нет?

- Нет! Люди могут высказывать свое мнение. Но хочу, чтобы вы понимали: над проектом стро­ительства нового терминала аэро­порта работала международная команда инженеров, специа­листов по пожарной и технической безопасности, и кроме них никто ответственность за эту сферу на себя не возьмет.

Оксана АКУЛОВА, фото автора, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее