Гладко только на бумаге!
Наш эксперт развенчивает заявления об успешном претворении жилищно-управленческой реформы
На днях чиновники отчитались: на новые формы управления осталось перевести лишь около 10 процентов многоквартирных жилых домов (МЖД). Однако, как удалось выяснить, нередко в налоговых отчетах объединений собственников имущества (ОСИ) сплошные нули! Видимо, отчитавшиеся забыли простую истину: есть налоги - организация работает, нет - значит, существует только на бумаге.
О том, что в 11 регионах страны (в Туркестанской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Абайской, Жамбылской, Карагандинской, Улытауской, Костанайской, Мангистауской, Северо-Казахстанской областях, а также в Шымкенте) завершена жилищная реформа, сообщил в ответе на наш запрос комитет по делам строительства и ЖКХ Мининдустрии и инфраструктурного развития (см. “Уже в большинстве”, “Время” от 15.9.2022 г.). То есть, по данным этого комитета, в указанных регионах исключительно все МЖД перешли на новые формы управления: ОСИ и простые товарищества (ПТ).
Более того, на недавнем заседании комитета партконтроля Amanat профильное ведомство обнародовало еще более впечатляющие данные: на новые формы управления перешли свыше 42 тысяч многоэтажек из 46 522 МЖД, которые должны были это сделать согласно жилищному законодательству. Получается, что реформа завершена на 90 процентов!
Мы не могли поверить своим глазам. Неужели все так, как нам показывают на бумаге? Не закралась ли ошибка? Если нет, то зачем тогда продлили переходный период в реформе еще на один год - до 1 июля 2023-го? Значит, проблемы все-таки есть?
Не только подтвердил наши сомнения, но и камня на камне не оставил в бравых отчетах правительственных мужей IT-архитектор Центра устойчивого развития столицы и разработчик онлайн-продуктов в сфере ЖКХ Виталий ПУСТОВОЙТЕНКО.
- Чиновники говорят о переходе на новые формы управления 90 процентов МЖД, реальные же данные показывают, что реформа выполнена всего на 10 процентов, - утверждает эксперт. - Госорганы не владеют реальными данными и продолжают строить потемкинские деревни из пустых регистраций и отчетов!
Пустовойтенко настаивает на том, что нужно в корне изменить KPI (key performance indicators - “ключевые показатели эффективности”) реформы. То есть не ориентироваться на количество зарегистрированных ОСИ (подсчитать ПТ в принципе невозможно, потому что их и не нужно регистрировать), а замерять реально действующие органы управления. Он это сделал, проанализировав показатели налоговых отчислений.
Возможно, кто-то не в курсе, что все действующие КСК и ОСИ хотя и некоммерческие объединения, но юридические лица, а потому обязаны платить положенные соцналоги, включая взносы в Фонд обязательного соцмедстрахования, а также отчислять пенсионные взносы своих работников на их счета в ЕНПФ. А если эти КСК и ОСИ (разумеется, с разрешения собственников квартир) занимаются еще и коммерческой деятельностью (например, сдают в аренду чердаки, подвалы, предоставляют внешние стены домов для размещения рекламы и т. п.), то они должны платить и корпоративный подоходный налог (КПН) с доходов.
- Есть налоги - организация работает, нет налогов - значит, она существует только на бумаге, - напоминает аксиому Виталий Пустовойтенко, а дальше на конкретных цифрах объясняет: - Вот в Астане созданных ОСИ (1888 из 2820 возможных), по официальным данным, меньше, чем в других регионах. Но в течение только этого года 751 столичное ОСИ выплатило 264 млн тенге налогов и платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. А в Алматы, который тоже считается аутсайдером, 1311 ОСИ выплатили в нынешнем году 183 млн тенге налогов. То есть это органы управления, которые реально работают.
Зато объявлено, что в Туркестанской области завершена жилищная реформа. Однако анализ налоговых отчислений 34 ОСИ, созданных в этом регионе, показывает сплошные нули! - продолжает доказывать свою правоту эксперт. - По чиновничьим отчетам, и в Жамбылской области завершен переход на новые органы управления. Но там согласно базам данных 125 ОСИ выплатили в бюджет всего 19 тысяч тенге!
Как известно, при переходе многоэтажек на ОСИ и ПТ должны прекратить свое существование прежние формы управления - всевозможные КСК. То есть в организациях, которые остановили свою деятельность, не должны получать заработную плату. Но налоговые показатели и тут демонстрируют обратную динамику.
Только за восемь месяцев этого года сумма взносов в ЕНПФ от КСК по всей стране составила 630 млн тенге, то есть фонд оплаты труда можно оценить в 6,3 млрд тенге. И это несмотря на то, что кооперативы собственников квартир в этом году вообще должны были исчезнуть как форма управления МЖД.
- Если КСК получают заработную плату, следовательно, они еще работают. То есть они не планировали останавливать деятельность в рамках первой редакции закона до 1 июля 2022 года, не планируют и сейчас, - делает выводы Пустовойтенко.
Кстати, если кому интересно, общая сумма обязательных пенсионных взносов от КСК в 2021 году в целом по стране, по данным нашего эксперта, составила 980 млн тенге. Значит, совокупная зарплата их работников - 9,8 млрд тенге.
А ведь весь прошлый год, если верить правительственным брифингам и отчетам, жилищно-управленческая реформа активно продвигалась.
Причем этот финансовый расклад Пустовойтенко дал только по тем формам управления МЖД, которые зарегистрированы исключительно как КСК, а были (и, возможно, еще существуют) производственные кооперативы, ТОО, ИП...
О том, что реформа у нас успешно продвигается только на бумаге и в отчетах, свидетельствуют и другие моменты.
- На объектах, где созданы ОСИ, процент ликвидации КСК практически равен нулю! По одному адресу юридически действуют две формы управления: и КСК, и ОСИ. КСК и ПКСК, пока он действует, имеет право обращаться в суд, чем препятствует работе ОСИ. В итоге страдают жильцы, - отметила руководитель Центра ОСИ в столице Гульвира АБЕТОВА.
Председатель комитета по делам строительства и ЖКХ МИИР Тимур КАРАЙГОШИН признает, что не все зарегистрированные ОСИ в реальности работают:
- Порядка 90 процентов МЖД уже перешли по республике (на новые формы управления. - Е. Т.), однако взаиморасчет, передача материальных средств (от КСК к ОСИ и ПТ. - Е. Т.) тяжело идут. По финансовой части примерно половина всех КСК не передает дела, до сих пор продолжается это противостояние. Недавно мы приняли концепцию по жилищно-коммунальной сфере. В законодательство вносятся 97 изменений.
Поэтому вполне резонным видится предложение предусмотреть в этих поправках порядок принудительной ликвидации не только таких форм управления многоэтажками, как КСК, но и всех других структур - ТОО, ИП, ОО и т. п.
Неужели у “любимой” в народе реформы, как у той известной революции, есть начало, но нет конца?!
А тем временем
За ненадобностью
Госпакет акций АО “Казцентр ЖКХ” - до недавнего времени основного оператора в сфере модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства - планируется передать в оплату акций АО “Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт” (КаздорНИИ). Причем в размере 100 процентов.
Об этом говорилось в проекте постановления правительства. Документ был размещен на портале legalacts.egov.kz для публичного обсуждения c 27 августа до 13 сентября, о его принятии или отклонении пока не сообщалось.
Что это означает, еще не ясно. В самом документе нет разъяснения причин такого решения. Можно предположить слияние этих двух разнопрофильных центров. Но для чего? В комитете по делам строительства МИИР обещали дать ответ, но так и не предоставили его.
КаздорНИИ был создан в 1959 году для решения проблем проектирования, строительства и эксплуатации автодорог в природно-климатических условиях страны. А “Казцентр ЖКХ” - в 2009-м с целью реализации госполитики в указанной сфере.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы