5263

Объехали закон

Почти 200 автомобилей, ввезённых из Грузии в Мангистау, ездят без уплаты таможенных платежей и налогов. И никто их не разыскивает

Объехали закон

Незаконная схема ввоза автомобилей вскрылась случайно во время расследования одного дела в отношении сотрудника таможенного поста “Курык”. Вот только сотрудники департамента по противодействию коррупции Мангистауской области почему-то ею не заинтересовались.

Год назад в Каракиянском суде осудили сотрудника морпорта “Курык” Умирбека НУРГАЛИЕВА за то, что он снял с таможенного учета 185 автомобилей, ввезенных в 2018-2019 годах через этот морпорт.

Автомобили, ввезенные из Грузии в Казахстан, ставились на временный учет. В течение трех месяцев необходимо было оплатить все таможенные платежи и налоги за них. Если спустя этот срок оформ­ления не происходило, то департамент государственных доходов (ДГД) должен был принять меры к розыску этих автомобилей и взысканию таможенных платежей и налогов. Однако в этом деле каким-то чудом 185 автомобилей было поставлено на государственный учет в полиции без предоставления временной таможенной декларации и уплаты таможенных платежей и налогов.

По словам супруги осужденного Айнагуль НУРГАЛИЕВОЙ, все началось в конце февраля 2020 года, когда в отдел, где работал ее супруг, поступило письмо от ДГД Мангистауской области о снятии с таможенного контроля 423 автомобилей.

- Изначально снятие с учета этих автомобилей поручили другому сотруднику, а тот в свою очередь попросил моего мужа помочь. Прежде чем снять эти автомобили с учета, супруг созвонился с отделом интегрированного контроля и таможенной инфраструктуры ДГД Мангистауской области и уточнил все детали. Там ему подтвердили, что все автомобили в этом списке необходимо снимать с учета. Правда, во время судебного процесса выяснилось, что моему мужу сказали, что этот список необходимо было лишь проанализировать и снять с контроля фактически убывшие с территории ЕАЭС автомобили. Получается, что максимум, что грозило моему мужу, обвинение в халатности, - рассказывает Айнагуль Нургалиева.

Однако в результате суд признал Умирбека Нургалиева виновным по ст. 361 УК (“злоупотребление должностными полномочиями”) и ст. 369. УК (“служебный подлог”) и приговорил к трем годам заключения. Помимо этого осужденному необходимо выплатить в доход государства более 1 млрд 037 млн тенге. Именно во столько следователи оценили ущерб, который якобы нанес осужденный при снятии с учета 185 автомобилей.

После вынесенного приговора у адвоката и супруги Умирбека Нургалиева возникло много вопросов.

- Все автомобили ввозились в 2018-2019 годах, когда муж еще не работал на этом таможенном посту. Более того, почему ДГД не вел розыск этих автомобилей по истечении срока временного ввоза, ведь именно этот департамент ведет постоянный мониторинг временно ввезенных машин? Почему следователей не заинтересовал этот момент? Почему не было назначено тщательной проверки, учитывая, что ДГД бездействовал на протяжении нескольких лет и не принимал мер по выявлению лиц, не вывезших и не оформивших в таможенном отношении транспортные средства? - задает резонные вопросы Айнагуль Нургалиева.

В ходе следствия было установлено, что сотрудники административной полиции ставили на казахстанский государственный учет автомобили без таможенной декларации и без уплаты таможенных платежей и налогов. Данные действия неправомерны, поскольку транспортным средствам не был присвоен статус товара ЕАЭС, в связи с чем постановка их на казахстанский учет невозможна.

Таким образом, получается, что ущерб, о котором идет речь, был причинен не подсудимым Нургалиевым, а полицейскими.

Еще один любопытный нюанс: во время следствия были допрошены первые хозяева этих автомобилей в Казахстане. Из их показаний следует, что все эти авто были куплены у граждан Грузии, которые, заехав в пункт пропуска “Курык”, оформляли доверительные документы, получали деньги за их продажу и тут же выезжали обратно. При таком оформлении у нового владельца был год на то, чтобы либо выехать на автомобиле за пределы страны, либо легализовать машину, уплатив таможенные пошлины и налоги. Следствие выяснило, что каким-то образом эти машины удавалось перепродавать. Более того, часть автомобилей продавалась и до сих пор продается в Россию. Это подтверждается запросом от Самарской таможенной службы, который фигурирует в деле Нургалиева. К слову, недавно Федеральная таможенная служба РФ опубликовала данные, согласно которым только с начала этого года ввоз автомобилей из Казахстана в Россию вырос в 15 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 6,5 тысячи.

Вместо того чтобы до конца расследовать вскрывшуюся серую схему ввоза и легализации автомобилей, следователи просто нашли крайнего и повесили миллиардный ущерб на него. Кстати, расследованием этого дела занимался недавно осужденный следователь по особо важным делам местного департамента по противодействию коррупции Асет ИЗБАСАР (см. “Таков закон сансары”, “Время” от 8.9.2022 г.).

Умирбек Нургалиев написал десятки жалоб в Генеральную прокуратуру, администрацию президента, мажилисменам, но отовсюду получил лишь отписки. И это несмотря на то, что ­1 сентября текущего года глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ в своем послании народу потребовал принять решительные меры для перекрытия всех нелегальных каналов ввоза машин на иностранном учете. В материалах дела осужденного таможенника как раз и спрятаны концы, за которые правоохранительным органам нужно только потянуть, чтобы распутать схемы нелегального ввоза авто. Но никому это, видимо, не надо.

Поэтому, сколько в действительности ввезено автомобилей подобным образом и какая часть из них легализовалась незаконно с участием полицейских, в данный момент неизвестно.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, Актау

Поделиться
Класснуть