1929

Снизили, потому что повысили

В сентябре в Алматы должны были уравнять энерготарифы для населения, бюджетных организаций и юридических лиц. Однако пилотный проект уже во второй раз застопорился. Прикрываясь защитой интересов малоимущих, власти так резко бросились им помогать, что забыли разработать алгоритм оказания этой самой помощи

Снизили, потому что повысили

Первым о реформе заговорил Серик ЖУМАНГАРИН, будучи тогда в должности председателя Агентства по развитию и защите конкуренции (ныне он является заместителем премьер-министра и министром торговли и интеграции).

Еще в феврале на совещании по вопросам коммунального рабства и смены поставщиков он заявлял:

- Дифференциация тарифа электроэнергии приводит к тому, что ни одна энергоснабжающая компания не хочет брать на себя такую категорию, как население.

У компании должно быть минимум 20-30 процентов физлиц в качестве потребителей. И когда тарифы для юридических и физических лиц выравняются, тогда и простой житель многоэтажки, и фирма встанут на один уровень ценностей как потребители для энергоснабжающих организаций. Вот тогда начнется конкуренция!

Уравнять всех

Для пилотного проекта определили три региона - Алматы, Костанай и Западно-Казахстанскую область. Почему именно они? Оказывается, в этих регионах не катастрофичная разница между ценами на электричество для физлиц, юрлиц и бюджетных организаций, и, как говорил Жумангарин, “менее протестный электорат”. Ведь людям придется платить за электроэнергию больше за счет того, что меньше станут тарифы для бизнеса и бюджета. Сейчас - наоборот. А высвободившиеся деньги, которые бюджетные организации тратили на оплату электричества, отцы реформы планировали направить на оплату счетов малоимущих. Видимо, чтобы нигде ничего не бабахнуло.

- Суть проекта - восстановить адресность социальной помощи государства, которая изначально предназначена для малоимущих слоев населения, в данном случае для получателей жилищной помощи. По всей стране экономия бюджета составит 20 миллиардов в год, малого и среднего бизнеса - 31 миллиард, - заявлял Жумангарин.

Сроки сорвались

Представитель Гражданского совета по тарифам Светлана ДРУЖИНИНА поделилась: предполагалось внедрить проект с июля этого года, но ни механизм, ни количество получателей жилищной помощи не были отработаны, поэтому сроки перенесли на сентябрь. Однако и сейчас ничего не получается.

- Размер жилищной помощи надо увеличивать. При этом в акимате, в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития, в комитете по регулированию естественных монополий прекрасно понимают, что необходимо все это как-то оцифровать, для того чтобы каждый квартал получатели жилищной помощи не собирали кучу справок, - пояснила Дружинина. - Было решено приостановить проект до января 2023 года.

Отрубать руку сразу, а не частями

Кстати, вся эта реформа не идея конкретно Жумангарина - она предусмотрена в национальном проекте по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы. И если вчитаться в цели этого проекта, то легко понять, что все они разработаны исключительно в интересах бизнеса, а не потребителей.

В этом нацпроекте предусмотрены именно по­этапное сокращение разницы и отмена дифференциации тарифов между группами потребителей на услуги электроснабжения к 2025 году. То есть в ближайшие несколько лет цена для бытового потребителя в Алматы может вырасти на 30 процентов.

- Решение по растягиванию отмены дифференциации тарифов в условиях галопирующей инфляции - это убийство и экономики, и спроса. Исходя из данных ТОО “АлматыЭнергоСбыт”, при отмене дифференциации тарифов больше всего заплатит массовый потребитель, - уверен экономист Марат АБДУРАХМАНОВ.

Он же подтверждает: предельная покупательская способность - это расчетная величина. Но у тех, кто затеял реформу, нет ни расчетов, ни мер соцподдержки, ни мер антимонопольного регулирования.

А бывший глава KEGOC (оператор магистральных электрических сетей Казахстана), энергетик и экономист, член общественного совета Алматы Асет НАУРЫЗБАЕВ предупреж­дает: растягивание выравнивания тарифов на несколько лет означает многолетние резкие повышения цен на комуслуги. Все это приведет к социальной напряженности. А нам не нужно повторения январских событий.

- Сейчас бедные дотируют богатых. Дотация выражена в том, что цена на электроэнергию низкая, и потребляют ее больше люди обеспеченные. У них просто больше электротехники дома. Имеющимися методами можно компенсировать резкий рост тарифов только узкой группе потребителей: получателям АСП и жилищных субсидий. Есть список нуждающихся на 13 тысяч человек, но все остальные, вне списка, попадут на деньги. Широкие слои потребителей с низкой зарплатой и пенсионеры не будут включены в бюджеты компенсаций, - полагает Наурызбаев.

Критикуя, предлагайте

- Мы предлагаем простую двухшаговую схему, которая ничего не будет стоить ни потребителям, ни бюджетным организациям. Просто те деньги, которые обычно платили за электроэнергию бюджетные организации, мы раздадим всем бытовым потребителям. Это не требует новых денег, это старые деньги. Получается, первый шаг - это выравнивание тарифов с компенсацией. То есть бюджетные организации сэкономят деньги, потому что для них тариф упал, а горожане получат эти деньги в виде компенсации, потому что для них тариф вырос, - пояснил Наурызбаев.

Чтобы реализовать эту идею, нужны поправки в Бюджетный кодекс, в правила выдачи жилищной помощи. Субсидирование предлагают провести через энергосбыты, направляя возмещение не на счета физлиц, а на компенсацию разницы в счетах на электроэнергию. В таком случае в квитанции бытовых потребителей можно указать новую цену на электроэнергию, но старую будут платить они сами, а разницу - государство.

Второй шаг: прекращение поддержки обеспеченных горожан, сохранение поддержки нуждающихся, список которых необходимо расширить. Пока нет базы данных, нельзя выявить богатых. Но это можно узнать, постепенно отцепив отдельные группы населения.

В процессе реализации этого двухшагового проекта нужно провести расчеты компенсаций и разработать правовую схему реализации проекта, считают эксперты. Это будет специальный временный порядок выплаты жилищных субсидий. Далее правительство должно принять соответствующее постановление.

- Одномоментное повышение тарифа будет проведено без фактического роста платежей населения. Жилищная субсидия в дальнейшем будет конвертирована в повышение пенсий и минимальных зарплат, будут уточнены списки получателей АСП и жилищной помощи, - уверен Асет Наурызбаев. - Все остальные бытовые потребители перестанут получать субсидии и начнут платить рыночную цену.

Кто в выигрыше?

Вся реформа, которую пытается навязать правительство, пока вьется вокруг двух групп потребителей. Этакое перерас­пределение средств: взять у бюджетников и передать населению. А юридические лица как будто особняком. Но основными выгодополучателями будут именно они. Речь идет о кафе, ресторанах, торговых и развлекательных центрах, салонах красоты… О тех, кто делает за день теневой многомиллионный оборот и вряд ли заметит разницу в квитанциях за электроэнергию.

- Повышение электротарифов для населения позволит экономить на продуктах питания: супермаркеты станут меньше тратить на оплату электроэнергии, а значит, должны понизить свои цены! - предположил на брифинге в Алматы в июле председатель комитета по регулированию естественных монополий Асан ­ДАРБАЕВ.

Кстати, сам Жумангарин на прошлой неделе посетил Алматы уже в новой должности. И мы задали ему вопрос: если юрлица станут экономить на оплате электроэнергии, кто может гарантировать, что бизнес снизит цены на товары?

- Если прочие факторы не будут расти, то мы будем требовать от крупных производителей как минимум либо неповышения цен, либо их снижения, либо повышения заработной платы сотрудникам предприятия, - пообещал Жумангарин. - Честно говоря, когда я выступал в Костанае, там предприятие, которое производит яичную продукцию, привело расчеты. “Если вы сделаете так, как говорите, я снижу цену на свою продукцию”, - заявил тогда бизнесмен.

В общем, пока правительство, решившее залезть в карман 95 процентам казахстанцев, в ответ, кроме обещаний костанайского птичника, ничего населению гарантировать не может. Да и как можно гарантировать что-то, если сейчас во всем мире одни сплошные “прочие факторы”: война в Украине, цены растут, и вообще непонятно, что будет с продовольствием.

Подмена понятий

По идее, эту реформу нужно не откладывать, а отменять, так как пользы от нее никакой. Энергетики, которые уже сейчас работают на пределе своих технических возможностей, ничего не получат от того, что кто-то станет платить больше, а кто-то - меньше, ведь среднеарифметический тариф не изменится.

Наверное, поняли это и в правительстве. В итоге Агентство по защите и развитию конкуренции сообщило, что реформа по выравниванию тарифов началась 1 сентября с их повышения… Просто разным группам потребителей повысили по-разному. И без всяких обещанных плюшек малоимущим.

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

Опрос в тему

Как вы думаете, будут ли предприятия снижать цены на свои товары из-за экономии расходов на электроэнергию?

- Нет, цены всегда будут расти из-за других факторов.

- Да, потому что затраты на электроэнергию значительные.

- Ничего не изменится, потому что эти новшества выгодны лишь “серым” майнерам.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Кому станет лучше от поправок в Административный кодекс?

- Госорганам: народ станет дисциплинированнее, а бюджет пополнится штрафами.............................................8%

- Гражданскому обществу: из-за боязни штрафов население станет воспитаннее и культурнее.............................................5%

- Коррумпированным силовикам: большие штрафы можно будет заменить небольшой взяткой................................................46%

- Никому, у нас хромает исполнение любых законов.............41%

Поделиться
Класснуть

Свежее