1883

Тротуар не выдержит двоих

В Казахстане электросамокаты и мопеды хотят приравнять к транспортным средствам и окончательно определить им место в дорожном потоке.

Тротуар не выдержит двоих

Только с начала этого года в Алматы произошло 77 происшествий с участием микромобильного транспорта. Травмы получил 81 человек. Одна авария, когда девушка на самокате врезалась в открытую дверь авто, закончилась летальным исходом. Тем временем в Казахстан зашла новая кикшеринговая (то есть предоставляющая самокаты в аренду) компания. Начать предприниматели решили с обучения езде на этом виде транспорта.

Перед выставочным комплексом “Атакент” для учеников создали искусственные препятствия: конструкции, имитирующие “лежачих полицейских”, и “змейку” из флажков для отработки навыков лавирования. Объясняют правила езды, опираясь на национальный стандарт СТ РК 3769-2022, вступивший в силу 1 июля 2022 года. Делают акцент на культуре вождения и мирного сосуществования в городской среде, а также на некоторые практические моменты, гарантирующие безопасность езды.

Занятия будут проходить еженедельно вплоть до наступления холодов, то есть до закрытия самокатчиками сезона. Учиться можно бесплатно. Нет ограничений и по времени. А вот возрастной ценз жесткий - строго от 18 лет.

Кстати, нарушение этого правила - одно из самых распространенных в Алматы.

- На электросамокатах были замечены даже дети 7-8 лет, - отметила пресс-секретарь департамента полиции Алматы Салтанат АЗИРБЕК. - Назрела необходимость определить самокат как транспортное средство на законодательном уровне, а также лиц, которые управляют самокатами, где будут предусмотрены как права, так и обязанности. В перспективе - изменения в ПДД и КоАП.

Пренебрегают правилами и здравым смыслом и те, кто пытается передвигаться на самокате вдвоем. Но романтичные прогулки или езда с детьми - против правил. Однако соотечественники их то ли не знают, то ли намеренно игнорируют. На занятия в школе езды на самокате пытались пробиться подростки 12 лет и беспечные мамаши. При этом уже в этом году произошло 21 ДТП с участием детей на самокатах и скутерах, 23 ребенка получили травмы.

- Мы не можем контролировать вес и рост пользователя: самокаты не оборудованы весами и камерой. Но зарегистрироваться в приложении и начать поездку может только совершеннолетний человек, - сообщил представитель кикшеринговой компании Даниил КАПЦАН. - Однако сейчас мы как раз тестируем технологию, которая позволит видеть, сколько человек едет на самокате. В приложении также можно установить несколько режимов езды - до 20 километров в час и выше.

Стоит отметить, что занятия в школе езды на самокате - рекомендательные. Окончив их, человек не получает сертификат, но “высвечивается” в приложении аренды и, как опытный пользователь, получает разрешение передвигаться на скорости до 25 км/ч. Кстати, в управлении городской мобильности напомнили о заключении меморандума между акиматом и кикшеринговыми компаниями, запрещающего их пользователям езду в парковых зонах и на пешеходных улицах.

Впрочем, где должны передвигаться самокатчики - вопрос пока открытый. Полицейские считают, что исключительно по велодорожкам, а там, где они отсутствуют, - по правой стороне проезжей части. Кикшеринг парирует: их самокаты не разгоняются свыше 25 километров в час и приравнены из-за этого к велосипедам, поэтому тротуар и для них тоже должен быть доступен. Однако, согласно стандартам езды, ехать по нему они могут на скорости не выше 6 км/ч. При этом въезд на тротуар заказан частным собственникам электросамокатов, которые разгоняются и до 60 километров в час.

Кстати, для этой категории микромобильных средств автоэксперты требуют даже ввести права на управление, регистрационный номер и распознавание лиц. Но в стандарте об этом не говорится.

Кикшеринговые компании ввели собственные штрафы для пользователей от 5 до 45 тысяч тенге за неправильную парковку и даже блокируют злостных нарушителей правил. Работают и административные взыскания. Так, пересекая пешеходный переход не спешившись или передвигаясь на электросамокате вдвоем, нужно будет заплатить штраф 2 МРП (6126 тенге) соглас­но статье 615 Кодекса об административных правонарушениях. Такой же штраф предусмотрен и для водителей мопеда. Основной стандарт для езды на электросамокатах заработает этой осенью, будут приняты соответствующие нормы правил дорожного движения.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть