2109

Больше знаешь - крепче спишь

В Казахстане активно набирает обороты такой вид предпринимательской деятельности, как электронная коммерция. Сейчас граждане стали чаще обращаться в различные органы по поводу некачественных товаров и услуг. В целом по республике за первое полугодие поступило 11 595 жалоб. Это на 42% больше, чем за аналогичный период 2021 года.

Больше знаешь - крепче спишь
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Число обращений потребителей в месяц растет на 20-35% в зависимости от региона. Алматинский департамент по защите прав потребителей за 6 месяцев рассмотрел 1470 претензий, из них письменных - 766, через телеграм-бот - 87, по системе онлайн е-оtynysh - 638.

По данным комитета по защите прав потребителей, по результатам рассмотрения обращений казахстанцам в январе - июне вернули 408 миллионов тенге за некачественные товары и услуги. Более четверти - почти 104 миллиона тенге - приходится на Алматы. Наибольшее количество жалоб (примерно 25%) касается предприятий розничных продаж в мегаполисе.

Электронная торговля - это предпринимательская деятельность по реализации товаров физическим лицам, осуществляемая посредством информационных технологий через интернет-магазин либо интернет-площадку. При этом оформ­ление сделок по реализации товаров осуществляется в электронной форме, оплата за товары производится безналичным платежом, имеется собственная служба доставки товаров покупателю либо есть договоры с лицами, осуществляющими услуги по перевозке грузов, курьерскую или почтовую деятельность.

Приобретение товаров по принципу “не выходя из дома” в первую очередь экономит деньги и время потребителя. Электронная торговля для начинающих предпринимателей имеет огромный потенциал, так как мы живем в веке динамично развивающихся технологий и количество потребителей, пользующихся безналичным расчетом, с каждым днем увеличивается.

В качестве преимуществ важно отметить развитие малого и среднего бизнеса, открытие новых инновационных проектов, а также модернизацию уже существующих компаний, сокращение теневого оборота, улучшение правовой и цифровой грамотности населения и предпринимательства.

При этом потребители часто сталкиваются с недобросовестными продавцами: по почте приходит абсолютно не тот товар, который был заказан, либо качество не соответствует тому, что было заявлено в рекламе либо на интернет-площадке.

Объявления на сайтах и в социальных сетях - это самый распространенный вид мошенничества. На удочку интернет-мошенников попадаются покупатели автомобильных аксессуаров, смартфонов и другой оргтехники, одежды и обуви, мебели на заказ. Причем шансы нарваться на злоумышленников одинаковы как в соцсетях, так и в интернет-магазинах.

Чем привлекают потенциальных жертв мошенники? Прежде всего необоснованно низкими ценами. При заказе товаров с вас попросят предоплату - зачастую путем внесения денежных средств на некий виртуальный кошелек посредством терминала экспресс-оплаты. Далее магазин в течение нескольких дней будет придумывать отговорки и обещать вам скорую доставку товара, а потом бесследно исчезнет либо пришлет некачественный товар. Если вы хотите купить товар по предоплате, помните, что серьезные интернет-магазины не будут просить вас перечислить деньги на виртуальный кошелек или на счет мобильного телефона.

Поищите информацию о магазине в интернете, посмотрите, как долго он находится на рынке. Если вы имеете дело с сайтом крупной или известной вам компании, убедитесь в правильности написания адреса ресурса. При необходимости потребуйте от администраторов магазина предоставить вам информацию о юридическом лице, проверьте ее, используя общедоступные базы данных налоговых органов и реестр юридических лиц. Убедитесь в том, что вы знаете адрес, по которому сможете направить претензию в случае, если будете недовольны доставленным товаром.

Перед онлайн-покупкой изучите отзывы, оставленные другими покупателями, не забывая, однако, о том, что преступники могут оставлять положительные отзывы о себе, используя дополнительные учетные записи. Воспользуйтесь интернет-поиском. Иногда достаточно ввести в форму поиска телефонный номер или сетевой псевдоним продавца для того, чтобы обнаружить, что эти данные уже использовались в целях хищения денежных средств и обмана покупателей.

Посмотрите среднюю стоимость аналогичных товаров. Чересчур низкая цена должна вызвать у вас подозрение. Если продавец требует перечислить ему полную или частичную предоплату за приобретаемый товар на электронный счет, поду­майте, насколько вы готовы доверять незнакомому человеку. Помните, что, перечисляя деньги незнакомым лицам посредством анонимных платежных систем, вы не имеете гарантий их возврата в случае, если сделка не состоится.

Следует отметить, что розыскные мероприятия интернет-мошенников осуществляют органы внутренних дел, то есть полиция.

Сотрудниками департамента по защите прав потребителей Алматы по горячей линии и при личном приеме граждан осуществляется консультирование потребителей об их дальнейших действиях в отношении продавца, как защитить свои законные интересы и нарушенные права.

Согласно норме статьи 42-4 закона “О защите прав потребителей” потребитель, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться к продавцу с претензией об устранении нарушений его прав и возмещении причиненного убытка (вреда) вследствие недостатков товара в добровольном порядке.

Претензия потребителя к продавцу вручается нарочно либо направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо по адресу электронной почты продавца, если он ранее был указан продавцом (изготовителем, исполнителем).

Получив правовую информацию, потребитель задается вопросом: куда отправить претензию? Выясняется, что он оплатил покупку, не владея информацией об обратном адресе и реквизитах юридического лица. Часто бывают случаи, когда номер телефона продавца перестает быть доступным. Так потребитель рискует стать жертвой мошеннических действий со стороны недобросовестных продавцов.

Статья 26 закона предусматривает обязанность продавца довести до сведения потребителя свое фирменное наименование, местонахождение (юридический адрес), свои контактные данные (адрес и номер телефона) и режим работы на казахском и русском языках, разместив указанную информацию в месте реализации товара. Данные требования распространяются на продавцов в электронной коммерции.

Так, при электронной торговле местом реализации товара является та площадка, на которой происходит его продажа или оказание услуг, выполнение работ. Таким образом, потребителю до совершения покупки необходимо узнать всю информацию о продавце, почитать отзывы других покупателей о нем.

Следует отметить, что потребитель добровольно выбирает товар и производит покупку, поэтому ответственность по выяснению реквизитов и контактных данных продавца ложится на самого потребителя. Уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей не проводит розыскные мероприятия недобросовестных участников электронной торговли.

В уполномоченный орган по защите прав потребителей чаще всего поступают обращения касательно возврата товара надлежащего качества. Потребители вправе обратиться за помощью и консультацией в общественные объединения Алматы по защите прав потребителей либо предложить исполнителю передать спор на рассмотрение субъекту досудебного урегулирования потребительского спора (с утвержденным перечнем субъектов досудебного урегулирования потребительских споров можно ознакомиться на интернет-ресурсе https://www.gov.kz.

При этом обращения по фактам мошенничества и обмана потребителей рассматриваются органами внутренних дел.

Потребители, чьи законные права и интересы нарушены, могут обращаться в департамент по защите прав потребителей Алматы посредством единой информационной платформы приема обращений E-tutynushy.kz, написать электронное обращение через портал электронного правительства еgov.kz, позвонить на телефон горячей линии 8 (727) 236-51-11.

Резюмируя все вышесказанное, хочется предостеречь потребителей от интернет-мошенников и недобросовестных предпринимателей. Будьте грамотным потребителем, перед покупкой всегда необходимо ознакомиться с информацией о самом продавце.

Пресс-служба акимата Алматы

Поделиться
Класснуть