Постой, паровоз…
Идея установить очередной памятник в Таразе возмутила горожан. Но в акимате города уверяют, что предложение поставить паровоз на привокзальной площади горячо поддержали сами таразцы.
Площадь эту обустроили совсем недавно: в 2018-м установили стелу с названиями города в различные годы, вокруг разбили сквер. Но в конце июля на официальной странице городских властей появилось сообщение, что “акимат города Тараза предлагает установить паровоз, введенный в эксплуатацию в 1953 году, в привокзальном сквере”. Вскоре эта публикация пропала, вместо нее разместили информацию, что предложение насчет паровоза поступило от АО “Казахстан темир жолы”, и призвали горожан принять участие в обсуждении идеи.
Практически все комментаторы выступили против. Но работы, начатые еще до обсуждения, продолжаются. На привокзальной площади идет укладка рельсов, по которым из близлежащего депо доставят паровоз. По словам представителя АО “КТЖ” начальника участка Сейсенгали ЖУМБАЕВА, все работы они должны завершить до конца этой недели.
- Чтобы переделывать сквер, необходимо постановление сессии маслихата и самого акимата. Нужно провести обсуждение эскизного проекта среди населения. Сам проект должен пройти экспертизу. Город обязательно должен застраиваться в соответствии с генеральным планом. Для этого застройщику необходимо получить архитектурно-планировочное задание. То есть это работа не одного дня и даже не месяца. Как за такое короткое время были оформлены все документы? - недоумевает житель Тараза Диас КАПАРОВ, являющийся специалистом в сфере строительства.
В отделе архитектуры и градостроительства акимата Тараза ответили лишь, что поступило предложение установить паровоз в честь 25-летия АО “КТЖ” от жамбылского отделения дороги. “На это средства из городского бюджета не предусматриваются, все работы проводятся за счет КТЖ. Стела демонтироваться не будет”, - говорится в ответе.
- Предложение поступило в городской маслихат. Чтобы узнать мнение горожан, мы провели опрос в социальных сетях. В нем приняли участие более 3 тысяч человек, из которых более 2 тысяч поддержали идею лайками. Выступили против около 17,5 процента респондентов. Учитывая результаты опроса, на заседании комиссии архитектуры и строительства было принято решение установить паровоз, о чем и составлен протокол, - говорит советник акима Тараза Зарина КУАТОВА.
Я не поленилась: нашла все публикации городского акимата, включая посты в пабликах, и насчитала 781 лайк и практически ни одного положительного комментария.
“Ради железяки выкосят последние деревья. Люди хотят гулять не возле памятников, а там, где тень и зелень. Дороги, озеленение, арыки важнее сейчас”, “Есть и другие, более важные проблемы в городе! Вырубка деревьев, отсутствие полива, благоустроенных остановок. Прошу вас учитывать мнение горожан”, “Лучше вместо паровоза установите скамейки, фонтан, Wi-Fi” и еще сотни подобных мнений таразцы оставляют под публикациями акимата.
То есть горожане выступали против установки паровоза. Как же в акимате подводили итоги опроса?
- Какая надобность устанавливать туда паровоз? Тараз не является узловой станцией, как Шу. Мы даже не сортировочный город. И тема железной дороги для нас не градообразующая, - уверена гражданский активист Жанна МАМАШЕВА.
По ее словам, расположенный возле вокзала парк “Турксиб” находится в плачевном состоянии. В городе нет безопасных пешеходных переходов через железную дорогу. Единственный старый надземный мост находится на вокзале. К сожалению, им пользоваться не могут ни инвалиды, ни мамы с колясками.
- Если нам что-то и нужно по железной дороге, то это безопасные переходы. Элементарные удобства в виде чистых туалетов, сидений для пассажиров. Вы видели сиденья железные? Зимой на них невозможно сидеть, потому что все можно отморозить, а летом - поджарить. И даже их не хватает, - говорит Мамашева.
А переходы действительно нужны. Только с начала года на участке оперативного обслуживания линейного отдела полиции на станции Тараз под колесами поездов оказались четыре человека, трое из них погибли.
- За указанный период сотрудниками полиции за проход в неустановленном месте составлено 404 административных протокола. В отношении двух людей наложен штраф в размере 18 378 тенге. Остальные были предупреждены, - сказал первый заместитель начальника ЛОП на станции Тараз подполковник полиции Аслан ДУЙСЕМБАЕВ.
Член общественного совета при Министерстве информации и общественного развития Исламбек ДАСТАН предлагает вместо памятника расширить парковку у вокзала.
- Когда приходят поезда, встречающим и провожающим негде парковать свои машины. Они вынуждены останавливаться в неположенных местах. А это “горячие пирожки” для полицейских, которые штрафуют их на месте. Хотя люди не виноваты, что вся парковка занята работниками близлежащих организаций, - считает Исламбек Дастан.
В городском акимате говорят, что как таковой нагрузки на привокзальную парковку нет, поэтому ее расширение в ближайшее время не планируется. Ну и что, что налогоплательщики просят, им в акимате виднее. Похоже, по этому же принципу принималось и решение по поводу монумента, презентация которого запланирована на конец августа. И мало кого волнует, что по этому поводу думают сами таразцы…
Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото автора, Тараз