То взлёт, то посадка
Уральский аэропорт имени Маншук Маметовой за последние восемь лет трижды закрывали на ремонт, а месяцы, когда западноказахстанцы и их гости свободно пользовались этой воздушной гаванью, можно пересчитать по пальцам. Недавно порт снова начало лихорадить.
Компания FlyAristan с 1 августа отменила все рейсы в аэропорт Уральска, а Air Astana поменяет авиалайнеры Airbus на более легкие Embraer.
“Данные изменения обусловлены обращением аэропорта Уральска ограничить по массе и интенсивности взлет-посадку в целях обеспечения соблюдения требований к нагрузкам на искусственные покрытия рулежной дорожки и перрона международного аэропорта”, - говорится в сообщении авиакомпании.
Эта новость буквально взорвала западноказахстанские чаты и соцсети. Дело в том, что аэропорт проработал в нормальном режиме всего три с половиной месяца после ремонта терминала, который длился четыре года. А за три года до этого в несколько этапов ремонтировали взлетно-посадочную полосу (ВПП), после чего, по уверениям руководства, аэропорт должен был без проблем принимать воздушные суда практически любого класса.
Вперед в прошлое
Сроки долгостроя уральского воздушного порта объясняются тем, что изначально акимат Западно-Казахстанской области планировал только реконструировать здание уже существующего терминала. Проектно-сметная документация, подготовленная к 2018 году и прошедшая, между прочим, экспертизу, предусматривала работы на полтора миллиарда тенге. На каком-то этапе смета увеличилась почти вдвое, а в 2019-м и вовсе выяснилось, что кто-то из проектировщиков что-то не учел, в чем-то ошибся, и уже в ходе реконструкции обнаружились существенные проблемы со всем зданием старого аэропорта. Из-за изношенности там не осталось армированного слоя бетона и даже фундамента, строение просело, колонны деформировались, обнаружились другие проблемы. В итоге АО “КАЗНИИСА” официально запретило реконструкцию по этому проекту и пришлось заказывать новый.
Почему специализированная организация выявила все недочеты только тогда, когда уже было начато строительство, кто возместит бюджетные средства, выплаченные за несостоятельный проект, и будут ли они возвращены вообще, пока неизвестно. Примечательно к тому же, что прежде чем начать реконструкцию терминала, государство было вынуждено забрать его в свою собственность. Так как у владельца здания порта не оказалось средств на его ремонт.
Сейчас терминал находится в собственности местного СПК “Акжайык”, и, по утверждению областного акимата, он будет передан в частную собственность, но только на условиях возврата в бюджет всех средств, потраченных на ремонт. Правда, не совсем понятно, о каких бюджетных средствах идет речь, ведь терминал строили за счет вложений иностранных инвесторов, а это не имеет к бюджету никакого отношения.
По новому проекту стоимость реконструкции аэропорта выросла с 2,4 миллиарда тенге до 6,6, а срок окончания строительных работ отодвинулся еще на два года. Все это время на месте аэропорта высились сначала развалины, потом стройка. Любители же авиапутешествий при этом были вынуждены коротать часы до полета в страшненьком здании международного терминала. После того как прилетающие в Уральск гости наснимали километры видео с ироничными высказываниями в адрес международной гавани, рядом с этим чудом архитектуры установили несколько вагончиков, призванных вывести ожидание рейса хоть на сколько-нибудь приемлемый уровень. Никаких удобств в этих помещениях не было: летом там было жарко, зимой - холодно. Словом, вагончики как вагончики.
Понятно, что открытия нового терминала уральцы ждали, мягко говоря, с нетерпением, и когда оно все же состоялось, выдохнули с облегчением, но… как уже было упомянуто, долго радоваться не пришлось.
Ремонтировали, да не выремонтировали
Когда стало известно об изменениях в расписании авиакомпаний, летающих в Уральск, директор ТОО “Международный аэропорт имени Маншук Маметовой” Азамат ТУРАШ заявил, что таково требование авиационной администрации Казахстана.
- В аэропорту Уральска ограничивается прием тяжелых воздушных судов типа Airbus-320 по массе и интенсивности полетов. Причина - ограничение нагрузок на покрытие рулежной дорожки и перрона аэропорта, - отметил директор.
В комитете гражданской авиации сообщили, что решение авиаперевозчики приняли самостоятельно.
“Авиационные инспекторы в ходе проверки 30 июня выявили, что увеличились загрузка воздушных судов и интенсивность полетов на аэродром Уральска на типах воздушных судов, нагрузки от которых существенно превышают допустимые. Авиационная администрация направила инспекторское предписание эксплуатанту аэродрома обеспечить контроль соблюдения допустимых нагрузок на искусственные покрытия для исключения их разрушения и, как следствие, повреждения воздушных судов”, - говорится в сообщении.
Появление проблем с недавно отремонтированной взлетно-посадочной полосой неприятно удивило жителей Уральска.
Вспомнить все
Первые вопросы к состоянию ВПП Уральского аэропорта появились в 2013 году. В запросе на имя тогдашнего премьер-министра Серика АХМЕТОВА от 6 марта группа мажилисменов от Западного Казахстана сообщила следующее:
“Состояние взлетно-посадочной полосы продолжает ухудшаться и на данный момент имеет большое количество дефектов по сравнению с теми, что были обнаружены по результатам последней проверки в 2009 году. Проводимая заливка трещин носит временный характер, и через некоторое время их состояние может ухудшиться. Возможно, это станет причиной повреждений воздушных судов посторонними предметами, что связано с высоким риском по безопасности.
После приватизации аэропорта и взлетно-посадочной полосы инвестор, несмотря на неоднократные обещания, не осуществил модернизацию взлетно-посадочной полосы, а инфраструктура не была модифицирована. Это привело к тому, что в 2012 году национальным авиаперевозчиком АО “Эйр Астана” принято решение о приостановлении выполнения полетов в аэропорт города Уральска из-за непригодности взлетно-посадочной полосы для приема воздушных судов”.
Депутаты попросили премьера принять меры по возвращению аэропорта и взлетно-посадочной полосы аэропорта Уральска в государственную собственность и проведению ее срочной реконструкции.
Через неделю после этого обращения качество уральской взлетки смог оценить тогдашний первый вице-премьер Бакытжан САГИНТАЕВ, который прилетел в область с рабочим визитом. Прочувствовав все неровности полосы на себе, он без колебаний поддержал идею о ее срочном ремонте.
ВПП передали государству и начали ремонт. Первый этап провели в 2014 году. На три месяца аэропорт закрывали для всех полетов, а желающие попасть в другие города по воздуху вынуждены были сначала автотранспортом добираться до Атырау или Актобе и уже там сесть на самолет. В ноябре полеты возобновили по временной схеме, но через три недели выяснилось, что на новой полосе пока нельзя применять реагенты против обледенения. В резко континентальном климате Западного Казахстана это поставило под удар полеты и в межсезонье, и зимой.
В зиму 2014-2015 годов рейсы отменяли и переносили так часто, что к этому даже как-то привыкли. В 2015-м провели второй этап ремонтных работ, аэропорт еженедельно закрывали на несколько дней, и все закончили к декабрю. Полосу со скрипом (были некоторые проблемы с радиолокационной аппаратурой и с выбоинами на плитах взлетки), но все же приняли. Руководство области уверяло, что уж теперь-то Уральскому аэропорту все борта по плечу. На реконструкцию взлетной полосы государство потратило 6,5 миллиарда тенге.
Мы все решим
Нынешний директор аэропорта уверяет, что сейчас проблемы возникли не с ВПП, а с рулежной полосой и перроном. Почему рулежку нельзя было отремонтировать за те четыре года, пока строился терминал, непонятно.
Отвечая на вопросы журналистов о сегодняшней ситуации, Азамат Тураш рассказал, что руководство аэропорта уже придумало, как выйти из ситуации в ближайшее время:
- Мы все обговорили и решили, что воздушные суда типа Airbus к нам прилетать будут, мы их принимать можем, соблюдая при этом определенную авиационную безопасность. Все борта должны передвигаться по рулежной дорожке на малом ходу в сопровождении инженерного состава. Должен быть усиленный контроль до и после каждого рейса и должны быть ограничения по интенсивности рейсов. Но у нас загруженность и так небольшая, всего три-четыре самолета в день. Это нормально. Соблюдая эту технику безопасности, воздушные суда смогут к нам летать - такое решение уже есть.
Несмотря на оптимизм директора аэропорта, на сайте FlyAristan билеты в Уральск и из него забронировать до недавнего времени было невозможно. На днях разрешили с 15 августа.
Что касается реконструкции рулежной полосы, директор аэропорта сообщил, что на эти работы потребуется приблизительно 3-4 миллиарда тенге. Правда, у владельца опять не хватает собственных средств, и, скорее всего, ситуацию снова будут выруливать за счет бюджета. Аэропорт опять закроют. Правда, обещали ненадолго.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск