Своя “Фукусима”?
Хранящиеся на атомном энергокомбинате в Актау радиоактивные отходы могут в любой момент отравить Каспий и облучить людей
Экологическая катастрофа мирового масштаба грозит Казахстану, если в ближайшее время не начнется вывод из окончательной эксплуатации атомного реактора РУ БН-350, считают специалисты. На сегодняшний день на территории этого объекта хранятся радиоактивные отходы, из которых самый опасный - цезий-137. При этом контейнеры, в которых все помещено, пришли в негодность, что может привести к заражению моря. Накопленного радиоактивного вещества на РУ БН-350 достаточно, чтобы превратить больше миллиарда кубических метров воды в радиоактивные отходы. Кроме этого будет заражено несколько сотен квадратных километров, что приведет к облучению населения. Надо ли говорить, что в акватории всех пяти прикаспийских стран грозит исчезновение транспортных коридоров по перевозке морских грузов.
РУ БН-350 - первый в мире опытно-промышленный энергетический реактор на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем, введенный в эксплуатацию в 1973 году. Установка эксплуатировалась до 1999-го в составе производственного комплекса ТОО “МАЭК-Казатомпром” и предназначалась для энергоснабжения паротурбогенераторов ТЭЦ-2 и опреснителей морской воды.
В 1999 году вышло постановление правительства Казахстана о прекращении работы установки и выводе ее из эксплуатации. Это было связано с выделением Соединенными Штатами средств на новое опреснительное и отопительное оборудование, а также с утилизацией оставшегося топлива. В действительности же реактор остановили из-за того, что он мог нарабатывать оружейный плутоний-239. Многие опасались, что он может попасть в нечистоплотные руки.
С 2005 по 2011 год российская компания ООО “МЭТР” разрабатывала проект по выводу из эксплуатации атомного реактора. Однако тогда денег на начало работ так и не нашлось, и РУ БН-350 решили просто содержать. В 2018 году для разработки ТЭО для реализации проекта вновь привлекли вышеназванную компанию как генерального проектировщика. Ее исполнительный директор и руководитель проекта “Вывод из эксплуатации РУ БН-350” Лада ЯКУБОВИЧ отмечает, что все это время разработка проектной документации и прочие процедуры, связанные с этой работой, шли и идут с пробуксовкой.
Однако медлить уже просто нельзя, надо принимать срочные меры для полной реализации этого проекта. Ядерное топливо в свое время с МАЭК вывезли, а вот ядовитые отходы остались. В настоящее время в спецхранилищах находится около 3 тыс. куб. метров жидких радиоактивных отходов, среди которых натрий и цезий-137.
Контейнеры, в которых хранятся радиоактивные отходы, сделаны из металла. А учитывая, что они эксплуатируются почти 50 лет и за это время ни разу не подвергались модернизации, надо ли говорить об их нынешнем состоянии.
- Металл не вечный, все это гниет, надо что-то делать, надо их перерабатывать по-любому. Трудно сказать, сколько емкости еще протянут. Мы поддерживаем инертную среду натрия, он не стал менее опасным, - говорил в феврале 2020 года на общественных слушаниях по оценке воздействия проекта “Вывод из эксплуатации РУ БН-350” на окружающую среду главный инженер РУ БН-350 Илья ВАСИЛЬЕВ.
Но самое страшное, что атомный реактор, где хранятся эти емкости, расположен на побережье Каспийского моря. И если они, не дай бог, дадут течь, то все ядовитые отходы окажутся в море.
- После остановки атомного реактора все ядерное топливо было слито и вывезено в металлобетонных специальных контейнерах на полигон в Семипалатинск. Сам же реактор был пробит так, что его невозможно восстановить. А вот радиоактивные отходы размещены прямо на территории ТОО “МАЭК-Казатомпром”. То есть они находятся рядом с той же ТЭЦ, с опреснительными установками. Любая авария может спровоцировать разрушение защитных барьеров и выход наверх цезия-137 либо его утечку через грунтовые воды в море. Сейчас в срочном порядке необходимо решить вопрос с финансированием проекта по выводу атомного реактора из полной эксплуатации. И об этом уже не раз говорили специалисты РУ БН-350. Более того, мы неоднократно сами писали письма, что ситуация весьма критическая, - с тревогой говорит Лада Якубович.
В декабре 2021 года ТЭО “Вывод из эксплуатации РУ БН-350” получило положительное заключение РГП “Госэкспертиза” и находится на рассмотрении в Министерстве энергетики. Только там, судя по всему, особо не спешат принимать решение.
Кстати, изначально государство планировало выделить на реализацию этого проекта более 122 млрд тенге, однако российская компания считает, что хватит 116 млрд тенге.
Проект предусматривает три этапа, состоящих из приведения РУ БН-350 в состояние безопасного хранения в течение 10 лет, долгосрочного безопасного хранения на протяжении 50 лет, а затем полного демонтажа оборудования, зданий и сооружений, захоронения радиоактивных отходов. При этом радиационная опасность объекта будет доведена до минимума, обещают авторы проекта.
- Эта сумма меньше мирового опыта. Так, например, по данным комиссии по ядерному регулированию США (NRC), расчетные затраты на проведение работ по выводу из эксплуатации одного реакторного блока могут колебаться от 280 до 612 млн долларов. При этом фактические затраты могут быть увеличены в большую сторону до 90 процентов. Мы сделали экономический расчет, который позволит за 10 лет вывести частями реактор из эксплуатации. Конечно, в первую очередь необходимо отправить радиоактивные отходы на переработку, чтобы привести их в безопасное состояние. Затем все, что будет задействовано в этом процессе, необходимо разобрать и утилизировать, включая оборудование и здания, - отмечает Лада Якубович.
К слову, у этого проекта на протяжении всего времени разработки были свои противники. К примеру, во время защиты ТЭО у разработчиков требовали сертификаты на технологическое оборудование для этого объекта. Однако на деле такого оборудования в природе не существует, так как его специально необходимо произвести именно под этот проект. И таких несуразностей в столь серьезном вопросе было немало. Надо ли говорить, что ТЭО три раза пришлось пройти через государственную экспертизу, чтобы его наконец-то утвердили.
У разработчиков создалось впечатление, что чиновникам выгоднее ежегодно выделять деньги на содержание РУ БН-350 (до 1 января 2020 года эти расходы оплачивали жители региона через тариф на электроэнергию), чем решить эту проблему раз и навсегда. А то, что от этих действий могут пострадать люди, экология, имидж страны в планетарном масштабе, а также будет подорвана экономическая составляющая нескольких стран, видимо, никого не волнует.
К слову, нелишне будет напомнить, что до остановки атомной опреснительной установки она вырабатывала 120 тыс. кубов опресненной воды для региона. Для сравнения: сегодня ТОО “МАЭК-Казатомпром” на нынешних опреснительных установках производит чуть более 50 тыс. кубов воды.
ОТ РЕДАКЦИИ. В тексте приводится только один вариант решения возможной проблемы. Вполне вероятно, что существуют и менее затратные способы. Например, для начала было бы достаточным утилизировать жидкие радиоактивные отходы, чтобы не допустить гипотетически возможных последствий. Ну а в целом нужна объективная независимая экспертиза.
Для справки
Заключение экспертов
При запроектной (гипотетической) радиационной аварии на РУ БН-350, которая может произойти по ряду причин (до выполнения работ по выводу из эксплуатации), одной из которых является размещение установки в непосредственной близости от взрывоопасных объектов, в частности ТЭЦ-2, ТЭС, газопроводов (современные нормы безопасности не допускают такого размещения), при неблагоприятных погодных условиях может произойти выброс радиоактивных веществ с заражением территории примерно в несколько сотен квадратных километров, что приведет к облучению населения.
В случае радиационной аварии работа ТОО “МАЭК-Казатомпром”, а также предприятий промзоны будет остановлена на срок не менее месяца из-за необходимости эвакуации персонала и ликвидации последствий аварии. Экономический ущерб из-за недовыработки продукции только ТОО “МАЭК-Казатомпром” составит около 5 млрд тенге (на это время регион останется без воды, электроэнергии и отопления). Экономический ущерб из-за недовыработки продукции других предприятий промзоны может составить десятки миллиардов тенге.
Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото Григория БЕДЕНКО, Актау