4575

Новое чёрное золото

Почему битум стоит дороже, чем бензин АИ-95

Новое чёрное золото

В северных регионах страны под угрозой срыва работы по асфальтированию дорог. У подрядчиков нет битума. В правительстве соглашаются с тем, что дефицит есть, и даже называют объективные причины. А дорожники уверены: битума в стране полно. И весь он в руках перекупщиков, которые готовы поставить его мгновенно. Но по цене в два-три раза выше, чем было еще недавно.

Напрямую битум с нефтеперерабатывающих заводов и раньше было не купить. Вокруг НПЗ давно сформировался пул так называемых давальцев: узкий круг лиц, которые имеют возможность заключать прямые договоры с заводами. А дальше через цепочку посредников битум добирается до тех, кто непосредственно использует его для строительства дорог.

К этой схеме с процентами для каждого следующего звена посредников все давно привыкли, равно как и к тому, что в сезон битум дорожает. Дорожники, которые из года в год берут подряды, стараются, насколько хватает средств и мест для хранения, запасаться битумом еще зимой по самой низкой цене. Летом лишь добирают остатки.

Обычно разница между летней и зимней ценой не больше 40 процентов. Но в этом году конечная цена для производителей дорожных стройматериалов уже вырос­ла более чем в два раза!

Минувшей зимой битум с заводов отчего-то не продавали. А первые поставки пошли лишь в конце марта. И тогда же на Павлодарском неф­техимическом заводе объявили тендер на покупку битума напрямую с ПНХЗ.

- Для участников тендера были определенные условия по объемам хранения. Мы должны были доказать, что берем битум для себя, а не на продажу, - рассказывает руководитель дорожной фирмы Карен МАРТИРОСЯН. - И главное: стояло ограничение в тысячу тонн. Это совсем небольшой объем, кстати. Мы за сезон для всех наших подрядов используем пять-шесть тысяч тонн битума. В этом тендере участвовали несколько фирм из Петропавловска, выиграли мы. То есть я купил напрямую с завода тысячу тонн битума по 110 тенге за килограмм. Это было 8 апреля. Но до сих пор завод нам даже счет не выставил и на связь не выходит!

А в мае началось невероятное: цена на битум стала расти как на дрожжах. Сначала она подскочила до 160 тенге за килограмм, в июне составляла 180 тенге, а в начале июля была уже 230. Сейчас дорожникам предлагают битум по 260-270 тенге. А еще только июль. Самый сезон укладки асфальта приходится обычно на август.

В правительстве о грядущем дефиците битума заявляли еще весной.

- Наблюдается дефицит дорожного битума в объеме 200 тысяч тонн. Для покрытия имеющегося дефицита битума в стране предлагается снять ограничения по ввозу российского битума, - говорил министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек УСКЕНБАЕВ в ходе заседания правительства 17 мая.

По данным министра, общая потребность в битуме в 2022 году составляет 1,1 миллиона тонн. Из них 600 тысяч тонн необходимо на республиканскую сеть, 500 тысяч тонн - на местную сеть автодорог. Однако мощность отечественных заводов составляет всего миллион тонн в год.

К июлю, когда о дефиците битума снова заговорили в кабмине, ограничения на ввоз так и не сняли. Зато министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ заявил, что “технически отечественные производители битума имеют возможности по увеличению производства на 300 тысяч тонн”. В результате, по расчетам главы Минэнерго, ежегодная суммарная мощность будет составлять 1,2-1,3 миллиона тонн в год, и это полностью покроет потребность внутреннего рынка.

Тогда же Акчулаков объяснил, что “дефицит возникает по причине неравномерной выборки битума, в частности, в зимне-весенний период заявок на производство битума практически не поступает”, чем немало удивил североказахстанских дорожников, которые в начале года очень хотели и не могли купить битум. А весной так и не дождались поставок с завода по результатам выигранного тендера.

Подрядчики в один голос твердят: никакого дефицита нет. Битума, который является сопутствующим продуктом переработки нефти, в стране достаточно. Его столько, сколько было всегда. Вот только теперь посредники просят за него совершенно нереальную цену.

- Буквально недавно из Кокшетау обратился ко мне коллега, очень ему нужен был битум, - рассказывает Карен Мартиросян. - Нашли ему нужные 300 тонн через давальцев моментально, забрал он по 250 тенге. А что поделаешь?.. Я со своими объемами не могу себе позволить купить за такую цену. Мне тогда нужно будет продать все, даже последнюю рубашку.

Павлодарский нефтехимиче­с­кий завод - единственный производитель битума в радиусе тысячи километров. Из Актау на север, восток и в центр страны его везти сложно: далеко и только по железной дороге. По пути битум в вагонах застывает. Чтобы его слить, приходится разогревать. А это дополнительные ощутимые затраты, да еще время: на все эти манипуляции уйдет до месяца. Из Павлодара битум быстро привезут в специальных машинах-термосах. И это рентабельно с учетом расстояния.

Но наладить цивилизованные поставки оттуда не получается.

- Мы считаем, что такая плачевная ситуация сложилась из-за того, что тот же Павлодарский нефтехимический завод перерабатывает не только собственные объемы, но и в большей части нефть тех самых давальцев: они отдают на НПЗ сырье и забирают продукты переработки, в том чис­ле битум, - делится соображениями производитель битумной эмульсии Геворг КАРАПЕТЯН. - И дальше давальцы, которых можно по пальцам пересчитать, в частном порядке решают по цене! Но почему нельзя изначально дать на завод заявку: для нужд такого-то региона необходимо такое-то количество битума, называйте цену, будем закладывать в проект? Мы же не дворы частные асфальтируем, а за государственный счет дороги строим! На деле получается, что мы в начале сезона у частников этот битум закупали по 100-105 тенге, а сейчас 270! И тонна асфальта уже стоит не 16 тысяч тенге, а все 26 тысяч. И какой выход для дорожников, у которых жесткий бюджет? Только обманывать поставщиков материалов, своих сотрудников, государство… О каком качестве дорог здесь можно говорить?

Робкой попыткой навести порядок в поставках битума стала организация его торгов на товарных биржах. Для этого была предложена та же схема, которая действует при торговле коммунально-бытовым углем: обеспечить допуск к торгам только владельцам инфраструктуры. В Агентстве по защите и развитию конкуренции тогда заявили, что “бумажных посредников не должно быть”.

Одновременно с этим внесли изменения и по коридору изменения цены. Максимальный уровень стоимости не должен быть больше 101 процента от базовой цены. К слову, сейчас базовая цена битума на бирже ETS в зависимости от марки составляет от 94 тысяч до 104 тысяч тенге за тонну.

И это было бы отличным инструментом. Но через биржу продают ничтожно малый объем битума. В мае, когда торги на бирже возобновились, на ETS было выставлено на продажу 4,2 тысячи тонн. И это даже меньше, чем нужно на сезон одному среднему дорожному предприятию в Северо-Казахстанской области. По данным биржи, весь объем был выкуплен, заключено 28 сделок, в торгах участвовали три продавца и 14 покупателей. А средневзвешенная цена сложилась на уровне 93 237,19 тенге за тонну. В последующем объемы торгов почти не увеличились, несмотря на очевидно высокий спрос.

- Несколько лет назад запретили ввоз битума из России, - рассказывает Геворг Карапетян, - хотя Омский НПЗ составлял очень заметную конкуренцию нашему Павлодарскому нефтехимическому заводу и по цене, и по качеству. И в этой ситуации в Павлодаре давали такие условия, что нам выгодно было брать битум там. Но когда завод в Павлодаре стал монополистом по сути, а вокруг него развилась эта сеть давальцев, мы имеем битум, который дороже, чем 95-й бензин! У нас на расстоянии 300 километ­ров находится качественный битум в два раза дешевле, который мы не можем привезти. А здесь куча предложений от посредников с нереальными ценами.

- Мы ограничены сметами, временем. Мы были на днях на приеме у акима Северо-Казахстанской области Кумара АКСАКАЛОВА, объяснили ему, что дорожное строительство в регионе скоро встанет. Он позвонил при нас на Павлодарский нефтехимический завод. И там ему руководство пообещало, что после 1 августа нам поставят битум по 110 тенге. Сказали, что в крайнем случае поставка будет не с завода, а откуда-то из Нур-Султана. Получается, объемы по адекватным ценам есть? И нас искусственно загоняют в такие трудные условия? - задается резонными вопросами Карапетян.

Спустя несколько дней после того совещания в областном акимате североказахстанских дорожников собрал директор республиканского общественного объединения “Əділдік Жолы” Дидар СМАГУЛОВ. Он внимательно выслушал и пообещал, что доведет все их чаяния до государственных органов.

Но подрядчики считают, что там лучше других знают, как работают сложные схемы поставок битума с заводов к ним. И пока в кабинетах совещаются, открыть ли для битума границу с Россией, увеличить ли мощность заводов, продавать ли максимальный объем через биржи, по всей стране строят тысячи километров дорог, постоянно в них что-то недокладывая. А глава государства затем возмущается качеством дорожных работ.

Ульяна АШИМОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть