2070

Пришла еда - отворяй ворота

Тот, кто не жил рядом с летним кафе, никогда не сможет прочувствовать всю гамму ощущений, которые испытываешь от орущей до глубокой ночи музыки, прожекторов, освещающих спальню, как днем, запахов жарящегося шашлыка, периодических выяснений отношений под окном и прочих “радостей” ночной жизни.

Пришла еда - отворяй ворота
Владелец кафе утверждает, что стулья - для отдыха прохожих.

Кафе в доме на проспекте Назарбаева работает очень давно. За двадцать лет оно сменило несколько хозяев и названий, а в последние годы стало обрастать и летником.

- Мое терпение лопнуло, когда родилась дочка, - говорит жительница дома Ольга ТИМОФЕЕВА. - До этого момента все было проще: во-первых, работала вахтами, во-вторых, домой приходила, что называется, только ночевать. Но когда поняла, что мой ребенок из-за шума за окном не может нормально спать, поневоле задумалась о том, что ситуацию нужно как-то исправлять.

Ольга Тимофеева считает, что в суде она проиграла только битву, но не войну.

Восьмой год Ольга пишет письма. Хозяевам кафе - с просьбой повесить фонари под другим углом и делать музыку тише пос­ле 23.00. В городской и областной акиматы - с просьбой разобраться в ситуации и уточнить, законно ли обустройство летника под окнами жилого дома и т. п. и т. д.

Ответы приходят разные, в основном, конечно, откровенные отписки, но бывали и интересные моменты. Например, в начале 2017 года из областного акимата пришло письмо, в котором сообщалось, что аренда территории под летником, оказывается, закончилась еще в 2012 году. При этом факт, что четыре года площадка работала непонятно на каком основании, никого не тронул. Правда, после этого наступило затишье, и до 2021 года жильцы дома жили спокойно.

Но оказалось, что это была только временная передышка. В прошлом году кафе в очередной раз сменило хозяина, и в мае начались работы по переделке фасада.

- Я сразу написала запрос в городской акимат. Спрашивала, есть ли у нового собственника разрешение на обустройство летнего кафе. Ответ пришел через два с половиной месяца. Отдел архитектуры сообщил, что одобрил только заявку на реконструкцию фасада. Заявление об обустройстве прилегающей к кафе территории в отдел не поступало. При этом летник работал до сентября, и никто его не мог проверить. В архитектуре и в отделе земельных отношений отвечали, что они не имеют на это права, так как действует мораторий на проверку малого и среднего бизнеса.

В этом году Ольга решила не дожидаться, когда под окнами установят столики, и приступила к действиям с того момента, как начали обустраивать площадку. В ответ на ее обращение городской отдел архитектуры снова сообщил, что одобрил только заявку на благоустройство территории, прилегающей к действующему кафе Burger House.

- Нам был представлен эскизный проект на благо­устройство территории. Он обустроит фасад, выровняет прилегающую территорию, выложит там брусчатку, - говорит руководитель отдела архитектуры и строительства Ботагоз ТУСТИК­БАЙ.

 - То, что мы дали разрешение на это благоустройство, не дает владельцу права организовывать там летнюю площадку. Организация летника с выносными столиками с нами не согласовывалась.

При этом в строительном плане эскизного проекта четко прорисованы столики - их 16, да и сам хозяин участка не скрывает своих намерений. Во всех документах и заявлениях, которые он подавал в городской акимат, ясно прописано, что прилегающую территорию он обустраивает именно для организации летнего кафе.

Понимая, что в ближайшие месяцы придется снова терпеть неприятное соседство, Ольга Тимофеева подала исковое заявление в суд с требованием представить правоустанавливающие документы на прилегающую территорию, а также копию подписного листа, в котором жильцы дома дали бы свое согласие на обустройство кафе. Ни того ни другого хозяин кафе не представил. Адвокат ответчика аргументировал это тем, что летнее кафе еще не работает.

“Перед входом в кафе Burger House и на прилегающих к нему территориях летнее кафе (летник) не осуществляет свою деятельность. В данное время ведется только оформление документов (утвержден эскизный проект уполномоченными государственными органами) на благоустройство фасадной части кафе Burger House, о чем свидетельствуют документы, представленные суду. Таким образом, в природе таких правоустанавливающих документов, как “акт и право аренды на земельный учас­ток, копии протокола общего собрания и/или листов голосования и все ранее принятые общим собранием собственников помещений (квартир) решения о разрешении на установку летника, не существует”, - значится в отзыве к иску.

- В прошлом году на работу кафе тоже никто не давал разрешения, но оно работало, - говорит Ольга. - А когда я продемонстрировала суду прошлогодние фотографии со столиками, хозяин сказал, что поставил их только для того, чтобы любой человек, проходящий мимо, мог сесть и отдохнуть.

В акимате летники называют “благоустройством территории”.

Примечательно, что в отзыве адвоката формулировка о благоустройстве также звучит без упоминания летнего кафе.

Интересно и то, что, как выяснилось из разговора с главным архитектором города, до сих пор единых правил по предоставлению участка для организации летнего кафе в Уральске просто не существовало.

- Мы их сейчас разрабатываем, - говорит Ботагоз Тустикбай. - В них будут прописаны все необходимые требования, в том числе согласование с жильцами дома, рядом с которым открывают летник. Сейчас у нас на согласовании несколько заявлений на организацию летних кафе. Пока правила не разработают, мы их не рассмотрим.

- Я правильно понимаю, что до этого момента четких нормативов, кто и на каких условиях может открыть летнее кафе, не было?

- Не могу сказать этого точно, но мы разрабатываем эти правила.

- Все нормы взаимоотношений между владельцами бизнеса и их соседями давно прописаны, - говорит член палаты юридических консультантов Расул ИСИН.

 - Это и шумоизоляция, и установка поглотителя запахов, и все остальное. У нас вообще прекрасные законы, проблема только в том, что они не работают.

Между тем, пока правила обустройства летников находятся в стадии разработки, женщина, которая живет над кафе, однаж­ды, придя домой, обнаружила, что у нее под окном повесили тяжелые железные конструкции и примерное такие же размес­тили перед балконом.

- Я на день уезжала к дочери, - рассказывает Людмила АСТАШКОВА. - А утром увидела, что вся моя квартира по перимет­ру обвешана металлическими конструкциями. Насколько они закроют окна, пока непонятно, потому что уголки размещены под карнизами. Но балкон, судя по всему, закроют как минимум до половины. У меня однокомнатная квартира. Если окна хоть немного закроют - будет постоянно темно. Кроме того, по этим вывескам залезть в квартиру - плевое дело. Зачем мне все это нужно?!

- С вывесками необходимо разбираться отдельно, а что касается земли, я вижу в ситуации нецелевое использование земельного участка, - продолжает Расул Исин. - Маслихат принял правила благо­устройства, в которых четко прописано, что благоустройство - это совокупность работ по улучшению инженерных коммуникаций, озеленению, очистке от мусора и т. п. Словом, создание здоровых, удобных условий для жизни населения. Так что большой вопрос, можно ли вообще называть благо­устройством оборудование площадки именно под летнее кафе. К тому же специального разрешения на то, чтобы облагородить прилегающую территорию, предпринимателю не требуется - ее содержание и так входит в обязанности владельца бизнеса. Какая-то подмена понятий происходит. Если же говорить о произвольном участке земли, который кто-то хочет благоустроить, то могут дать на это разрешение, но без упоминания коммерческих объектов. В общем, я впервые сталкиваюсь с формулировкой “благо­устройство территории под летнее кафе”. Это в акимате что-то новое придумали.

Больше всего жильцы опасаются того, что после так называемого благо­устройства под их окнами вновь поставят столики и стулья, чтобы на них могли отдыхать проходящие мимо люди. Тем более что суд уже отказал Ольге Тимофеевой в иске и, кроме того, взыскал с нее в пользу ответчика сто тысяч тенге в качестве компенсации представительских расходов.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть