7286

Полтора года абсурда

Как шитое белыми нитками дело по “трансграничной автомафии” развалилось в суде

Полтора года абсурда

Судья Северо-Казахстанского специализированного суда по уголовным делам Ерлан НУРШАРЫПОВ не только оправдал обвиняемых в тяжком преступлении, но и указал на нарушения закона следствием и прокуратурой.

Судья Ерлан НУРШАРЫПОВ вынес по этому делу семь частных постановлений в адрес госорганов.

Эта разработка местного департамента экономических расследований началась ­3 сентября 2020 года. К тому времени ипэшник, ремонтник на СТО Михаил ИВАНОВ уже приноровился к своему новому бизнесу: почти шесть лет перевозил из Омска в Петропавловск и дальше так называемые конструкторы авто, которые привозили по заказу казахстанцев российские фирмы с японских аукционов. Доставка одной машины до Петропавлов­ска стоила 130 тысяч тенге. В последний год заказов было полно. Взял в помощь еще водителей, технику.

Через границу перемещали не машины, а запчасти: кузов отдельно от двигателя. Документы оформляли на клиента: он и платил потом налоги. К ипэшнику Михаилу, который исправно платил налоги, претензий никаких. К его заказчикам тоже: ввозить запчасти из России не возбраняется, сделать процедуру замены кузова, получив свежее авто в обход утильсбора и первичной регистрации, тоже законно.

Впрочем, некоторые в России покупали не только конструкторы, но и липовые номера. И в этом, кстати, нет ничего сложного: купить номер можно на многочисленных сайтах за весьма символические деньги. Впрочем, расследование ДЭР туда не добралось. Все усилия следствие сосредоточило на Михаиле Иванове.

- Летом 2020 года мы каждый день ездили, - рассказывает Иванов. - На границе уже прямым текстом мне сказали: надо отмечаться! А я ничего противозаконного не делаю, грубо им тогда ответил… С тех пор все документы на границе у нас сканировали, а потом вызвали в налоговую, долго водили по кабинетам, убеждая, что так завозить нельзя. Я им всем тогда говорил: я же не против, дайте предписание как надо, я приведу в соответствие! Но никто ничего не дал. А потом один мой водитель Николай ДЫБЕЦ пришел и сказал, что знающие люди советуют создавать ТОО.

Тот совет своему давнему знакомому и соседу по подъезду Николаю Дыбцу дал... сотрудник ДЭР МОКРИНСКИЙ, который позже станет расследовать это дело! Кстати, и Аслан ТАЛИПОВ, который вел всю бухгалтерию перевозчиков, оказался бывшим коллегой Мокринского. И он тоже рассказывает, что сотрудники ДЭР в неофициальных беседах настоятельно рекомендовали вести свою деятельность через ТОО.

И вот 30 сентября 2020 года, спустя почти месяц после того, как было зарегистрировано дело оперативного учета, появилось ТОО “МегатроN”, а в ДЭР включили счетчик. Дело в том, что статья об экономиче­с­кой контрабанде предполагает ущерб в особо крупном размере. А подсчитать его можно только в том случае, если весь поток направить через конкретное юридическое лицо.

Дальше следователям нужно было только ждать: с сентября по февраль, когда “группировку” задержали, они успели привезти клиентам почти полторы тысячи автомобилей. Оставалось провести контрольную закупку и схватить “злоумышленников” с поличным.

Это ответственное дело поручили оперативнику Азамату ХАМИДУЛЛИНУ. Тот, как и все остальные клиенты Иванова, заказал машину у российской фирмы на аукционе, а в назначенный день с баклажкой бензина и липовым российским номером в пакетике отравился в гараж ту праворульку забирать.

Где же сотрудник ДЭР взял номера? В своих беседах с Ивановым, которые зафиксированы в деле, он неоднократно спрашивал, как раздобыть российскую регистрацию. И тогда Иванов дал ему номер другого своего водителя, Дениса КОВАЛЕНКО, который через российский сайт купил Хамидуллину номер.

В гараж к Иванову Хамидуллин отправился со скрытой видеокамерой. На кадрах видно, как он сам прикручивает российский номер, отмывает стекла от аукционных меток, заливает бензин. А потом передает Иванову деньги со словами “за доставку!”. Через несколько секунд в помещение врывается группа захвата, а камера фиксирует, как Хамидуллин бросает на пол рядом с лежащим Ивановым пачку муляжных рублей.

В суде Хамидуллин уверенно заявил, что передал деньги за автомобиль лично в руки Иванову. То есть, не стесняясь им же снятого видео, соврал! Кстати, показания в суде Азамат Хамидуллин давал уже в должности сотрудника антикоррупционной службы Акмолинской области. И практически сразу после этого уволился.

Однако спустя несколько месяцев вместе с оправдательным приговором судья Ерлан Нуршарыпов издал частное постановление на имя генерального прокурора. В нем судья доводит до сведения, что в действиях Азамата Хамидуллина “усматриваются признаки состава уголовного правонарушения по части 6 статьи 416 и части 2 статьи 420 УК РК”, то есть фальсификация доказательств и заведомо ложные показания. Учитывая, что речь идет о тяжком преступлении, Хамидуллину может грозить от 5 до 10 лет лишения свободы.

Всего по этому делу было вынесено семь (!) частных постановлений. Одно из них - комитету административной полиции МВД. В ходе судебного следствия выяснилось, что руководитель следственной группы Ренат САХАТОВ сам ездил на машине с поддельной российской регистрацией, да еще и передал этот номер как эталонный для экспертизы в рамках данного уголовного дела!

Судья Нуршарыпов в отдельном частном постановлении доводит до сведения прокурора Северо-Казахстанской области о допущенных нарушениях сотрудниками ДЭР. Впрочем, еще до оглашения приговора из департамента был уволен Мокринский, а Ренат Сахатов от работы отстранен.

Но самый сенсационный “частник” судьи Нуршарыпова касался действий… самого прокурора, участвующего в процессе. К тому моменту, когда дело в разъяснениях суда дошло до прокурора Максима ДОРОВИКА, тот, кажется, совсем потерял интерес к происходящему и не сразу понял, что речь о нем. Судье даже пришлось попросить его встать.

Прокурор Максим ДОРОВИК требовал дать подсудимым сроки больше, чем предусмот­рено уголовным кодексом.

- Я вам разъясню, - сказал судья. - Вы не имели права запрашивать для подсудимых 19 лет и выше, потому что ни один из них не привлекался по статье, где наказание было бы выше 15 лет.

Получается, что, вместо того чтобы указать ДЭР на явные нарушения в ходе расследования, в областной прокуратуре активно подключились и даже несколько перестарались: Аслану Талипову прокурор запросил 19 лет, водителям по 20 лет, а якобы руководителю ОПГ Михаилу Иванову все 25 лет лишения свободы!

- Сотрудники прокуратуры совсем не смотрят на закон, - комментирует адвокат Нурум КАЗБЕКОВ. - Но все-таки этот “частник” я считаю щадящим. По логике он должен быть в адрес генерального прокурора о том, что в областной прокуратуре не знают законы. Да, в процессе участвует прокурор Доровик, но подписывает документы как минимум заместитель областного прокурора по следствию! И речь не только о неправильно запрошенном наказании, но и о том, что они неверно трактуют составы вменяемых статей.

По этому поводу судье Нуршарыпову даже пришлось провести короткий ликбез:

- Департамент экономических расследований неправильно трактует экономическую контра­банду. Она осуществляется на границе стран ЕАЭС, а не на казахстанско-российской границе. Но суду не представлено никаких доказательств того, что есть связь Иванова с компаниями, которые непосредственно завозят машины в ЕАЭС. То же самое об организации транснациональной преступной группировки. Не было представлено доказательств, что действия носят криминогенный характер.

- Вы оправданы, - сказал Нуршарыпов, обращаясь к подсудимым, - и вправе требовать компенсации в виде возмещения ущемления ваших гражданских прав органами уголовного преследования.

Через несколько минут все четверо покинули здание суда уже без наручников.

Первые минуты на свободе.

- Нет, я не верил, что нас оправдают, - признался Иванов. - Я точно знал, что невиновен, но до последнего не верил… Да и как тут поверишь, когда полтора года происходит этот абсурд, когда тебя держат в СИЗО и говорят, что посадят на 25 лет. Мы будем требовать компенсации. Я хочу, чтобы все понесли справедливое наказание. Но больше всего хочу домой - к жене и троим детям.

- Мы продолжим работать всем назло, - устало улыбается Аслан Талипов. - Я очень надеялся на такой исход, но и сейчас не могу поверить. Столько всего было за эти полтора года…

Этот приговор празднуют сейчас и владельцы авто, которые внезапно лишились своих машин. Изъятие автомобилей сотрудники ДЭР проводили по всей стране и практически целый год, пока шло следствие. Теперь все эти машины будут возвращены владельцам.

Ульяна АШИМОВА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть