10400

Краснокнижные консервы

Казахстанские эксперты предлагают разрешить отстрел сайгаков только охотхозяйственным организациям

Краснокнижные консервы

Министр экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали БРЕКЕШЕВ ­29 июня заявил, что уже этой осенью собираются начать отстрел сайги для регулирования ее численности. В этом году планируют убить около 80 тысяч сайгаков уральской популяции (10 процентов от всей существующей). Однако кто и как это будет делать, а также куда девать мясо и рога животных, пока неизвестно и непонятно.

Экспертов из Западного Казахстана эта новость не на шутку встревожила. Они боятся, что таким опрометчивым шагом можно потерять восстановленную с таким трудом популяцию парнокопытных.

Их вправду стало много

По результатам учета численности сайгаков, проведенного весной еще до окота, уральская популяция насчитывает 801 тысячу особей без учета молодняка этого года, а это уже вдвое больше, чем в наиболее благоприятные для сайгаков советские годы.

После массового мора 2015-го, когда погибло около 90 процентов на тот момент самой многочисленной бетпакдалинской популяции, ее восстановление идет хорошими темпами, и cегодня она насчитывает около 500 тысяч особей. Наибольший прирост показала устюртская популяция: если в 2015 году она почти исчезла, то через семь лет ее численность составила уже 28 тысяч особей.

Все популяции сайгака в Казахстане усиленно охраняются инспекторами РГП “ПО “Охотзоо­пром”, работающими вахтовым методом и имеющими хорошее материально-техническое оснащение, что позволило практически исключить массовое браконьерство, которое наблюдалось до середины 2000-х годов.

Подтвердите ваш ущерб!

Новость, по сути, о легализации убийства краснокнижного сайгака взбудоражила казах­станское экосообщество. Одни называют это откровенным лоббированием чьих-то интересов, другие же - зеленым светом для браконьеров, среди которых нередко светятся и высокопоставленные чиновники. Большинство специалистов считают такое решение как минимум необдуманным и выступают категорически против столь радикальных мер.

Пока эксперты не видели ни одного отчета с цифрами, в котором представлена информация о том, какой ущерб наносят сайгаки отдельным фермерам и сельскому хозяйству страны в целом. Поэтому они недоумевают, с какого потолка принята квота на отстрел животного, популяцию которого из всех стран мира удалось восстановить только Казахстану.

По идее, это должно считаться нашим достоянием в мировом пространстве, но на деле Министерство экологии предлагает сейчас просто закатать сайгаков в консервы! Правда, как сделать эти консервы, судя по всему, не знает и сам министр экологии, в чем он, кстати, и признался на минувшей неделе журналистам.

С пользой для местных

Эксперты региональной ассоциации НПО Западного Казахстана “Табиғи орта” проводят системную работу по привлечению сообществ Устюртского региона Казахстана к сохранению местной популяции сайги. Эта работа была начата еще в 2015-м, за четыре года до создания самой ассоциации, при участии международных экспертов Союза охраны природы и биоразнообразия Германии (NABU). В тот год численность устюртской популяции снизилась до критического минимума в 1270 голов, и многие специалисты природоохранной сферы слабо верили в возможность ее восстановления. Однако активное участие жителей села Дияр Байганинского района и сел Бегимбет, Байкадам и Аккайтым Шалкарского района Актюбинской области в пропаганде сохранения сайги, рейдовые выезды в составе общественной инспекции по охране биоресурсов, созданной при ассоциации “Табиғи орта”, принесли свои плоды.

- Эффективное участие местных сообществ в сохранении биоразнообразия ярко отразилось на состоянии сайгаков. Живя бок о бок с природой, местные жители могут быть как злостными браконьерами, так и ярыми борцами с этим злом. При этом немаловажное значение имеет разъ­яснительная работа, проводимая общественными инспекторами среди односельчан и посторонних лиц, которых они нередко встречают в полевых условиях. Общественные инспекторы также рассказывают им о роли сайгака в экологической системе Устюрта, о зависимости численности волка от численности сайгаков, объясняют, что если численность сайгаков стабилизируется, то у волка не будет необходимости нападать на домашний скот. В результате слаженной работы как общественных инспекторов, так и природоохранных структур и правоохранительных органов поголовье устюртской популяции сайги возросло более чем в 20 раз, - отмечает Адильбек Козыбаков.

По мнению представителей местных сообществ, устойчивое использование сайгака позволило бы им получать доход от реализации лицензий по установленной квоте, часть которого расходовалась бы на усиление охраны. Поэтому специалисты предлагают, чтобы за местными сообществами закрепили охотничьи угодья в пределах ареалов всех популяций сайги в Казахстане. Полномочия егерской службы по задержанию потенциальных браконьеров позволят им непосредственно охранять сайгу и в целом животный мир Казахстана.

Помимо этого необходимо активно привлекать местное население к развитию экологического туризма. Это нужно для того, чтобы сельчане могли оказывать услуги туристам, показывая им сайгаков, и предоставлять другой сопутствующий сервис. Таким образом местные сообщества будут заинтересованы в увеличении численности сайги до оптимального уровня и в охране дикой природы в целом.

- Одним словом, проблем накопилось достаточно и к их решению нужно подходить взвешенно, с учетом интересов всех заинтересованных сторон - и госорганов, и охотхозяйственных организаций, и местных сообществ, включая фермеров. Если установится госмонополия на мясо и рога сайги, то местные жители будут озлоблены на власть и станут при любом удобном случае стараться добыть себе сайгака хотя бы ради бесплатного мяса. Госорганы должны заниматься контролем и надзором, а устойчивую (то есть когда у охотхозяйства есть материально-технические возможности для содержания егерской службы и когда ведется учет и мониторинг охотничьих животных на своей территории) охоту необходимо передать охотхозяйственным организациям, в первую очередь таким, которые созданы на базе местных сообществ. В таком случае они будут первыми защитниками сайгаков и всего животного мира, потому что законная охота (по определенной квоте и установленному лимиту) будет предоставлять им неплохие возможности не только в плане мяса, шкуры, рогов и т. д., но и в плане привлечения туристов из городов Казахстана, а также иностранных туристов на фотоохоту на сайгу и в целом по эко- и этнотуризму, - предлагает Адильбек Козыбаков.

Нужно всё просчитать

Другая часть экспертов готова искать компромиссы: если такой шаг необходим государству, то следует продумать все рис­ки и подойти к этому вопросу, изучив его со всех сторон.

К примеру, председатель совета региональной ассоциации НПО Западного Казахстана “Табиғи орта”, член регионального экологического совета по Мангистауской области ассоциации EcoJer Адильбек КОЗЫБАКОВ уже более семи лет занимается подсчетом сайгаков, объездил весь Западный Казахстан. 

Он и его коллеги из РГП “ПО “Охотзоопром” считают, что если и введут отстрел, то им должны заниматься только охотхозяйственные организации. Причем после отстрела все части туши сайгаков должны идти в переработку. Для этого в Уральске и Мангистау существуют консервные заводы.

То же самое касается и рогов сайгаков, из которых можно изготавливать лекарственные препараты и отправлять их на экспорт. И не только от отстрелянных сайгаков. Ежегодно большое количество взрослых самцов после гона (брачный сезон) в начале зимы погибают от слабости, так как в этот период они не едят и даже не пьют, из-за чего после боев с другими самцами сильно ослабевают и умирают. Поэтому в степи весной после таяния снега можно обнаружить очень много сайгачьих скелетов с рогами, имеющими вполне товарный вид.

- В настоящее время в природоохранной среде идут обсуждения по вопросу исключения сайгака из перечня охотничьих видов животных и отнесения его к животным, требующим регулирования численности. Проще говоря, на сайгака нельзя будет получить охотничью лицензию, а при чрезмерной численности его будут уничтожать до определенного уровня как вредителя сельского хозяйства. При этом куда будут девать мясо, рога и шкуры отстрелянных животных - загадка, полная разных домыслов. Никакой выгоды для местных сообществ не предполагается. К тому же не первый год практикуется сжигание конфискованных рогов сайгаков, многие из которых, возможно, были изъяты не у браконьеров, а у простых сельчан, собравших рога от туш сайгаков, ежегодно погибающих естественным образом после гона, - говорит Адильбек Козыбаков.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото НПО “Табиғи орта”, Актау

Опрос в тему

Что делать с расплодившимися краснокнижными сайгаками?

- Ничего, это наше достояние, пусть природа сама поддерживает экологическое равновесие.

- Продавать лицензии на отстрел, привлекать этим иностранных туристов-охотников.

- Разрешить охоту только местным жителям в пределах выделенных квот.

- Разрешить отстрел только охоторганизациям, и чтобы средства от продажи ценных рогов и мяса шли в бюджет государства.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Сделает ли новый закон жизнь людей с инвалидностью лучше?

- Да, эти нововведения очень важны............... 6%

- Все зависит от того, будут ли соблюдать эти нормы в жизни............... 30%

- Нет. Лучше бы не на терминах зациклились, а пособия им повысили............... 64%

Поделиться
Класснуть