2007

Сказал правду - получи иск

Угодивший в водоворот судебных разбирательств шымкентский активист и экозащитник Сергей ЕФРЕМОВ заявил, что судят его за правду. По иронии судьбы иск о защите чести и достоинства подал тот, кого Ефремов меньше всех критиковал, - заместитель директора государственного природного парка “Туркестан - Сырдарья” Акыл АБДИХАДИРОВ. Как клевету и оскорбление он расценил критические замечания активиста, высказанные им на встрече с заместителем министра экологии Алией ШАЛАБЕКОВОЙ в марте этого года.

Сказал правду - получи иск
Сергей ЕФРЕМОВ.

Впрочем, сам Сергей уверен, что зуб на него у замдиректора имеется еще и по другому поводу. Увидев фото на личной странице Акыла Абдихадирова с тушами четырех отстрелянных волков и птицей, Ефремов сделал репост снимка, сопроводив его предположением, что среди охотничьих трофеев есть тушка крас­нокнижной дрофы дудака.

- Позже специалисты подтвердили, что это именно дрофа, - поясняет Сергей. - Через пару дней мне позвонил адвокат замдиректора, пригрозил судом, потребовав удалить пост и комментарии к нему. Только я отказался и по-прежнему считаю, что не пристало человеку, который по должности обязан охранять природу, участвовать в охоте и тем более прилюдно демонстрировать свои трофеи, включая краснокнижную птицу.

Ефремов на юге Казахстана известен как президент областной Федерации рыболовов и основатель волонтерского движения “13-й кордон”. Сегодня его участники занимаются борьбой с незаконными рыболовством и охотой, а также продажей браконьерского улова.

Акыл АБДИХАДИРОВ.

- У меня 10 тысяч глаз! - заявляет Сергей, рассказывая о том, что сегодня представляет собой “13-й кордон”.

Лет семь назад появился сначала общий чат рыбаков. Только вместо того, чтобы хвастаться уловами и рассказывать о рыбных местах, люди стали массово возмущаться ситуацией на водоемах. Говорить о браконьерах, которых развелось столько, что рыбачить стало просто невозможно. И пришлось вместо рыбалки выезжать в совместные рейды, чтобы лично выживать браконьеров с берегов.

Ефремов создал страницу движения “13-й кордон” в соцсетях. Там же обратился с видеообращением к президенту, заявив о бездействии тех, кто по долгу службы обязан бороться с браконьерством.

- А больше обращаться было не к кому, - уверяет Сергей. - На местном уровне - бесполезно. Причем возмущают не столько браконьеры, сколько бездействие тех, кто должен следить за порядком на водоемах. Мало того, что не борются, так еще и кормятся! Вот, к примеру, выезжаем на Шардаринское водохранилище, а там китайские сети вдоль и поперек десятками километров натянуты. Это ж не втихаря делается!

После обращения к президенту Ефремова и его движение стали, наконец, воспринимать всерьез. Приехавший в Туркестанскую область тогдашний министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум МИРЗАГАЛИЕВ пожелал лично встретиться с общественником.

- Я и министру сказал все как есть, - поясняет активист. - Что вся борьба с браконьерами ведется лишь на бумаге да в отчетах, что у егерей даже лодок нет, да и другого транспорта. Что ж им вплавь браконьеров преследовать?! Сказал о том, сколько ни зарыбляют ту же Шардару, рыбы становится все меньше. Говорил в присутствии тех, кто за это отвечает, и никто из них не возразил.

Шардаринское водохранилище все опутано сетями.

После той встречи и министерских выводов, утверждает Ефремов, дело сдвинулось с мертвой точки. Рейды на водоемах стали проводить чаще, браконьеров ловить больше.

- И полиция, и рыбинспекция, и “Охотзоопром” нас признали за партнеров, стали проводить совместную работу, - уверяет активист. - Хотя критики в отношении полицейских и инспекторов с нашей стороны было немало, никто в суд не подавал. Все же по делу, по конкретным фактам.

Природным парком “Туркестан - Сырдарья” Сергей Ефремов заинтересовался по той же причине: незаконная рыбалка и охота. Стали поступать сообщения с комментариями “куда смотрит 13-й кордон?!” - начал выяснять подробности. Снимал нарушения и выкладывал на своем канале и в соцсети. Сергей утверждает, что ночью здесь можно услышать, как на реке идет электрогон.

- Я вырос в этих краях, мне не все равно. Мы готовы помочь навести здесь порядок, если у егерей нет такой возможности. Хотя в штате около сотни сотрудников, - заявляет общественник. - У нас с Абдихадировым была лишь одна встреча. Предложил поставить на территории парка официальные базы для рыбаков “13-го кордона”. Мы бы и с браконьерами разобрались, и с любителями незаконной охоты, и с бесконтрольной вырубкой леса. Да и занялись бы развитием экотуризма. Но он мне отказал. Потом я был на этой базе, и обнаружил в одном их домиков электроудочки. Мне присылали видео, где инспектор парка сам расставляет сети. Куда это годится?! Неужели общественникам надо бегать по камышам и вылавливать нерадивых инспекторов-браконьеров либо чьих-то родственников, которым разрешили там пострелять?

Достается от Ефремова и тем, кто продает китайские сети браконьерам, и тем, кто после сбывает в Шымкенте их улов. Зная все эти злачные места, он появляется там неожиданно, выяс­няя, что сегодня в продаже, а затем сообщает о фактах в полицию. Впрочем, одного Ефремова, даже такого прыткого и принципиального, на всю эту браконьерскую братию точно не хватит. Тем более занимается он этим только на общественных началах.

- Был бы на водоемах реальный контроль, то рыбы хватило бы всем, даже браконьерам, - уверен Сергей. - Искусственное зарыб­ление - сплошная фикция. Никто этих мальков не считает. Природа сама все отрегулирует, главное ей не мешать. А еще поставить заграждение на Арнасайской плотине, чтобы рыба во время сброса воды не уходила в Узбекистан, особенно во время нереста. А сегодня именно так и происходит.

Участие в судебных разбирательствах пыл Ефремова пока не остудило - он по-прежнему полон решимости.

- Молчать я все равно не буду! - заявляет он.

О выплате требуемого истцом ущерба - 500 тысяч тенге - пока старается не думать. Хотя лишних денег у многодетного отца не водится. К слову, у Акыла Абдихадирова была возможность высказать свои претензии в адрес Ефремова корреспонденту “Времени”, но он ею не воспользовался. Его адвокат Еркин КАХАРОВ и вовсе заявил, что против присутствия в судебном зале журналистов, объяснив это родственными отношениями истца с акимом Туркестанской области. Тем самым он лишь подогрел интерес к первому подобному процессу, когда в суд на общественника за клевету подает руководство природного резервата.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть

Свежее

Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные Актуально
Ситуация - чрезвычайная, меры - неординарные

Республика на пороге большой стройки. Пострадавшим от наводнения по их желанию вместо разрушенных домов предоставят квартиры. За каждым регионом для помощи в устранении последствий паводков закрепят крупный бизнес. А еще в стране запретят отстрел сайги

138