1859

КРЕМ с маслом

Алматинцы уже предстоящей осенью будут больше платить за свет в своих домах

КРЕМ с маслом

Повышение электротарифов для населения позволит ему… экономить на продуктах питания: супермаркеты станут меньше тратить на оплату электроэнергии, а значит, должны понизить свои цены! Об этом сообщил глава комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ) Министерства нацэкономики Асан ДАРБАЕВ.

Алматы станет одним из пилотных регионов, в котором будут выравнивать тарифы на электроснабжение для физических, юридических лиц и бюджетных организаций. Сейчас бытовые потребители платят 16,86 тенге за киловатт-час, юрлица - 20,79 тенге, а бюджетные организации - 27,23 тенге (цены указаны без НДС). При этом средний тариф - 19,74 тенге за кВт-час. То есть разница между ценами на электричество для физлиц и юрлиц сейчас составляет 20 процентов.

Эта инициатива - усреднить электротариф - не конкретного госоргана, а предусмотрена в Национальном проекте по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы. Хотя ранее о целесообразности выравнивания цен на электричество не раз говорили и председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик ЖУМАНГАРИН, и министр энергетики Булат АКЧУЛАКОВ. Но именно КРЕМ утверждает тарифы для населения на основе заявок от поставщиков комуслуг.

Кстати, 30 июня Министерство энергетики уже приняло решение повысить с июля тарифы энергопроизводящих предприятий. Пока известно, что одобрили соответствующие заявки 26 субъектов. Все это, разумеется, отразится и на конечной цене, так как доля затрат на покупку электрической энергии у производящих станций в структуре этой самой конечной цены значительна.

Чего теперь ждать населению? Изменения затронут пока не всех казахстанцев. Пилотными регионами помимо Алматы станут Костанайская и Западно-Казахстанская области. Подробнее об этом рассказал глава КРЕМ Асан Дарбаев на встрече с общественниками и журналистами в южной столице.

- С 1 января этого года у ряда поставщиков комуслуг было запланировано повышение тарифов, но мы приняли меры и все тарифы привели на уровень декабря 2021 года. То есть скорректированы тарифы у более чем 100 субъектов. Мы делали подсчет, что за эти 180 дней население сэкономило более 3,2 млрд тенге, - начал с позитивного Дарбаев.

Далее перешел к тому, что может не понравиться потребителям, но и тут попытался найти плюсы.

- Выравнивание тарифов между группами потребителей снизит нагрузку на бизнес и бюджетные организации, что мультипликативным образом повлияет на благосостояние конечного потребителя, - заявил он.

- То есть платить мы будем больше, но жить при этом лучше? - задала я вопрос.

- До 2020 года в Алматы вообще не было дифференциации тарифов. А потом, сдерживая тарифы для населения и увеличивая их только для юрлиц, мы в итоге получили удорожание конечной стоимости товаров и услуг. Так работает рыночный механизм! - последовал ответ. - Мы проанализировали и тарифы бюджетных организаций. Когда их увеличивают, у них сокращается возможность использования средств на какие-то социальные проекты и нужды города. Ведь эта работа предполагает в будущем влиять на инфляционные процессы в стране.

А сокращая затраты бюджетников на электроснабжение, вы­свободившиеся средства от частичного выравнивания тарифов можно будет направить на меры социального характера, в том числе нуждающимся категориям населения, адресно. То есть социально уязвимые граждане Алматы вправе обратиться в местные исполнительные органы за жилищной помощью, - добавил глава КРЕМ.

Кстати, в прошлом году, по официальным данным, жилищную помощь в Алматы получили около 1700 человек. Но Дарбаев считает, что в самом крупном городе страны на такую помощь вправе рассчитывать большее количество людей.

Другой вопрос, кто и как весь этот цепной процесс будет контролировать? Допустим, юрлица начнут экономить деньги на оплату комуслуг. И кто же добровольно захочет продать подешевле, если можно подороже?

- Но ведь рынок же развит: очень много супермаркетов, магазинов, базаров. Здесь как раз и работают рыночные механизмы. Супермаркеты проводят разные акции, гонятся за потребителями. Если у них не будет основания для повышения цен на свои товары, то они не будут этим пользоваться, иначе потребители просто перейдут к конкуренту, - как мог, отбивался от жареных вопросов Дарбаев. - Основная расходная часть населения - это продукты питания, проезд. Если посмотреть в комплексе, то правительство пытается сдерживать цены на яйца, хлеб, молоко... За счет того, что мы будем снижать нагрузку с юридических лиц, тем самым будут происходить процессы по сдерживанию вопросов по расходной части, которую население тратит ежедневно.

Еще одна причина отмены дифференциации электротарифов по группам потребителей - отток юрлиц, утверждают в КРЕМ. Он приводит к тому, что у энергоснабжающих организаций снижается доходность, а это влияет на себестоимость услуги. К тому же чем меньше абонентов у поставщиков комуслуг, тем выше тариф.

Выравнивание электротарифов в мегаполисе - процесс не быстрый. По прогнозу Дарбаева, при оптимистичном сценарии это может занять три-четыре года. Но все же уже к концу этого года тарифы на электроэнергию для населения могут вырасти на 10-15 процентов. Пока предварительный расклад такой. То есть алматинец, потребляющий в месяц примерно 200 киловатт, будет доплачивать к сегодняшней сумме примерно 330 тенге, потребляющий 300 киловатт - до 500 тенге.

- В Алматы выравнивание тарифов население почувствует не так значительно, - считает руководитель КРЕМ. - Есть регионы, где дифференциацию тарифов ввели еще 10-15 лет назад, и разрыв между ценами за электроэнергию у населения и у юрлиц колоссальный.

Заявки на повышение тарифа рассматривают месяц. Теоретически, если заявка от поставщика комуслуг поступит в июле, то в сентябре-октябре можно уже ждать нового тарифа.

- Расчеты мы предоставим после того, как получим данные энергопроизводящих компаний, которые с 1 июля подняли свои тарифы, - пояснил на встрече генеральный директор ТОО “АлматыЭнергоСбыт” Едил КОПЕНОВ. - Из чего состоит наш тариф? 47 процентов - генерация, 39 процентов - передача электроэнергии по сетям, 7 процентов - услуги балансирования мощностей и остальное - снабженческая надбавка, это всего 2 процента. Если хоть одна из составляющих меняется, то это влияет, конечно, на весь тариф. После того как мы подадим заявку, пройдут слушания, обсуждения. Мы все обоснуем. С начала 2022 года был объявлен мораторий на повышение цен на коммунальные услуги, и мы не успели подать заявку на повышение тарифа по итогам прошлогоднего удорожания услуг передающих организаций KEGOC и “Алатау Жарык компаниясы”. И теперь мы несем большие убытки, не оплачивая эти затраты.

- А нельзя ли вообще устранить ТОО “АлматыЭнергоСбыт” как ненужную прокладку (т. е. посредника. - Е. Т.)? - задала вопрос представитель гражданского совета по тарифам Светлана ДРУЖИНИНА.

- Вы считаете нас прокладкой?! - обиделись представители компании.

- Структура электроэнергии отражена в законе об электроэнергетике. Мы же - экономический регулятор и за отрасль не отвечаем, - попытался охладить страсти Дарбаев. - От себя добавлю, что комитет всегда проводит политику по сдерживанию цен.

Екатерина ТИХОНОВА, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть