5920

Оскорбились всей шахтой

Против мата на производстве восстали работники АО “Майкаинзолото”. И… погрязли в судах -сначала по обвинению в клевете, а затем по восстановлению на рабочих местах

Оскорбились всей шахтой

Конечно, крепким словцом в рабочем коллективе никого не удивишь и не шокируешь. Но одно дело - выругаться, когда рабочий процесс по каким-то причинам стопорится. И совсем другое, если мат становится нормой общения. Кому же по­нравится, что их целыми днями напролет прилюдно называют то “баранами”, то “скотиной”, то “уродами кончеными”, а то и чем похуже.

Но еще больше вянущих ушей рабочих допекли бесконечные угрозы начальства снизить или вовсе лишить их коэффициента трудового участия (КТУ), влияющего на размер заработной платы. Нередко рабочим даже приходилось, чтобы не допустить простоя вдруг сломавшейся техники, самим покупать на нее комплектующие. Приносили вентилятор охлаждения, антифриз, герметик, ключи, изоленту. И все равно лишались зарплаты кто на 30, кто на 50 процентов, потому что истинная причина поломки подземных машин была зачастую иной, нежели считал начальник участка горной техники транспортного цеха АО “Майкаинзолото” Владимир ЧОРНЫЙ.

Так, например, однажды, обозвав подземного машиниста “тупым чабаном”, он велел ему поменять масло и фильтр в гидробаке, хотя рабочий пытался его убедить, что рулевая система вышла из строя из-за насоса-распределителя и замена масла ситуации не спасет. В результате на замену потратили 400 литров масла, а на следующий день были-таки вынуждены заменить дозатор, потому что дело, как и предполагал машинист, оказалось не в масле. Однако водителю все равно срезали коэффициент трудового участия за простой.

В другой раз начальник участка горной техники сутки не выдавал на замену насос, вынуждая своего подчиненного искать иную причину поломки машины: “Если ты тупой, не соображаешь, тогда стой и разбирайся, и причина не в насосе”. Новый насос он все-таки выдал, но через день и снова срезал коэффициент.

И вот в один прекрасный день терпение рабочих лопнуло. Нет, они не стали бастовать, голодать или грозиться вывести из строя технику. Просто письменно уведомили генерального директора АО “Майкаинзолото” Куаныша БОТИНА, что “отказываются работать с начальником участка горной техники Владимиром Чорным, так как он создал невыносимую обстановку в коллективе”. Свою подпись под этим заявлением поставили 38 человек. Люди просили принять меры к человеку, который в общении с подчиненными унижал их, прилюдно оскорблял, материл, постоянно запугивал лишением КТУ и свои угрозы необоснованно приводил в действие.

Этот трудовой конфликт можно было тут же погасить на корню, поговорив с начальником, вызвавшим массовое недовольство коллектива. Но то ли Владимир Чорный оказался таким незаменимым работником, то ли руководство само его побаивается, то ли в компании вообще не считают нужным снисходить до каких бы то ни было разбирательств, но рабочий люд даже слушать не захотели.

Так и не дождавшись за десять дней от непосредственного руководства компании хоть какой-то реакции, рабочие поехали в райцентр на прием к акиму Баянаульского района. Только вынеся сор из избы, удалось организовать коллективное собрание. Правда, без особого результата.

Через неделю после встречи в районном акимате генеральный директор предприятия направил своим подчиненным из цеха горной техники письмо, в котором сообщил, что “созданная комиссия не нашла подтверждения доводам, изложенным в коллективной жалобе”. А может, и не искала вовсе, поскольку тут же Куаныш Ботин сообщил, что “АО некомпетентно рассматривать такого рода жалобы, так как они не относятся к трудовому спору”.

Видимо, воодушевившись этим, Владимир Чорный посчитал себя напрасно оклеветанным и через суд стал требовать от двух самых активных на собрании в акимате водителей публичных извинений и по миллиону тенге с каждого. Но рабочие встали друг за друга горой и припомнили своему непосредственному начальнику на производстве всю его словесную несдержанность.

Среди десятков свидетелей со стороны ответчиков не нашлось ни одного, кто хотя бы раз не слышал в свой адрес “скотина”, “баран”, “дурак” и прочие нелестные прозвища, сопровождавшиеся при этом еще и нецензурной бранью. Выяснилось также, что на матерную манеру общения Владимира Чорного в службу безопасности АО “Майкаинзолото” работники компании жаловались задолго до судебного разбирательства. Один из свидетелей на суде вспоминал, что ему было очень стыдно перед сыном, ставшим случайным свидетелем телефонного разговора отца с начальником участка, когда тот, не стесняясь в выражениях, на чем свет стоит бранил своего подчиненного. Люди рассказывали и рассказывали, даже невзирая на угрозы потерять работу, что для маленького поселка, где АО “Майкаинзолото” - градообразующее предприятие, катастрофе подобно, ведь других работодателей здесь практически нет.

В общем, никакой клеветы в словах ответчиков суд не усмот­рел, придя к выводу, что “все сведения, изложенные в коллективном письме в адрес Владимира Чорного, который при обращении с работниками проявляет грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, морально унижает, полностью соответствуют действительности”.

А уж доказать факты злоупо­требления начальником участка своими служебными полномочиями в материальной части вообще оказалось легче легкого. В финансовых документах предприятия неоднократно встречается понижение КТУ с базовой единицы до коэффициентов 0,8-0,5 у целого ряда работников. У одного и вовсе коэффициент трудового участия восемь месяцев был на нуле официально из-за ремонта техники.

Абсолютно по всем пунктам судебного заявления ответчики доказали, что извиняться им перед начальником участка горной техники не за что. Не­удивительно, что сначала Баян­аульский районный суд, а затем и Павлодарский областной жалобу истца оставили без удовлетворения. Кроме этого Баянаульский районный суд вынес в адрес АО “Майкаинзолото” частное определение о необходимости принять меры по устранению фактов нарушений как конституционных прав работников, так и трудовых. В компании с этим не согласились и подали апелляционную частную жалобу. Ее областной суд также не удовлетворил, постановив, что пересмотру в кассационном порядке она больше не подлежит.

Пока длился суд, компания расторгла трудовые отношения с обоими ответчиками. И теперь уже они обратились в суд, чтобы восстановиться на своих рабочих местах. Обычный трудовой конфликт, который при своевременном реагировании руководства яйца выеденного не стоит, не только не угас с вердиктом суда, но и еще больше набирает обороты.

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть