3274

Столкновение у парадного подъезда

Как в реальности происходит реновация жилого фонда в южной столице

Столкновение  у парадного подъезда

На месте старых ветхих домиков ТОО “Предприятие капитального строительства акимата Алматы” возвело три высотки. Однако вот уже два года люди не могут в них заселиться: к зданиям не подвели коммуникации. Власти разводят руками: для прокладки инженерных сетей им теперь мешают… соседние ветхие дома и новая брусчатка!

Еще четыре года назад акимат обрисовал грандиозные планы по благоустройству города, и наша газета предупреждала: есть большие сомнения, что с такой компанией, как ТОО “Предприятие капитального строительства акимата Алматы” (ПКС), эти планы будут выполнены в срок и, главное, качественно. Именно эту фирму сделали тогда единым оператором по сносу ветхого жилья в Алматы и строительству на его месте нового.

Что вызвало тогда наши сомнения? Факты. Репутация ПКС давно была подмочена. В 2017 году жители микрорайона “Жетысу-3” подали в суд на компанию из-за некачественного строительства паркинга на 320 машино-мест и выиграли дело. ПКС обязали исправить все недоделки. Подземный двухэтажный автопаркинг напоминал декорации для съемок фильмов ужасов: огромные дыры в кровле, шаткие несущие конструкции, унитаз и раковина - муляжи, трубы просто закопаны в землю, а плесень и трещины на стенах прикрыты пенопластом и пестрой тканью.

В 2020 году мы писали о том, как в новостройке, возведенной ТОО “Предприятие капитального строительства акимата Алматы”, спустя всего шесть лет лопнули внутридомовые и внутриквартирные трубы отопительной системы. Два года назад ТОО начало реализовывать очередной проект в квадрате улиц Сауранбаева - Молдагалиева - Толстого - Чернышевского. Там стояло четыре двухэтажных 16-квартирных кирпичных дома.

- Никому из нас не было вручено уведомление о планируемом сносе домов. Не знакомили нас ни с программой по реновации жилья, ни с заключением каких-либо комиссий о признании наших домов ветхими, - вспоминает события тех дней местный житель Игорь ВОЛОХОВ. - Нам предлагали подписать договоры, которые не защищали наши имущественные права и интересы. Значит, мы свое право собственности им передаем, но взамен ничего не получаем! То есть виртуально в будущем нам по договору достается не гарантия получения квартиры, а только ее возможность.

В договоре было хитро прописано: “Стороны с техническим состоянием квартир ознакомлены и претензий друг к другу не имеют”. Таким образом, люди должны были согласиться, что у них не возникнет претензий к квартирам в домах, которые еще даже не построены! Да и где жить, когда начнется снос? Предлагали переселенцам временные квартиры, но в самых разных частях города: то в микрорайоне “Жас Канат”, то на Жандосова, то на Райымбека... К тому же во временном жилье, где ничего нельзя менять, даже гвоздь вбить. Иначе за все переделки придется потом отвечать деньгами.

- Тут у нас рядом и школы, и поликлиники. Все люди здесь простые, небогатые, пользуются государственными, а не частными услугами. К тому же обслуживают везде по прописке. Мы предлагали: давайте мы сами найдем в этом районе временное жилье, а вы оплатите. Но такой вариант застройщиков не устроил, - поделился Игорь.

В общем, многие отказались от убежища, предлагаемого акиматом на время сноса и постройки нового дома. Тогда людей стали выживать в прямом смысле этого слова. Осенью 2020 года в доме по улице Сауранбаева отключили центральное отопление. ПКС начало огораживать квад­рат застройки глухим шестиметровым забором так, что люди не могли попасть в свои дома. Дальше - больше. Дошло и до разборок с полицией.

- Мы съехали из квартиры, как только там отключили отопление. Жили у свекра. Но другие жильцы оставались в доме, им некуда было пойти. Никто нас не предупредил, что будет снос. Потом случайно приехали и увидели: наша квартира разворочена, в ней вскрыли полы, повредили мебель. Мы подумали, что нас ограбили! - вспоминает с возмущением Наталья ВЕРИГИНА. - Вызывали полицию. Оказалось, что все эти действия совершило ПКС! Мы хотели призвать их к ответственности, но из полиции пришел ответ, что состава преступления нет. Дело закрыли.

В результате таких принудительных действий все жильцы сносимых домов в итоге подписали договоры мены к концу декабря 2020 года. Правда, люди все же добились корректировки договора: теперь в них были указаны конкретные дома и квартиры.

Заселить людей в новое жилье обещали сначала весной, потом летом 2021 года. Сроки сдвигали, а потом о них и вовсе забыли. Проблема оказалась даже не в затянувшемся строительстве - дома возвели как раз быстро. Три больших многоквартирных жилых здания стоят пустые вот уже два года, потому что к ним не подвели коммуникации! Хотя уже активно ведутся продажи квартир. 

А между тем срок арендованного жилья давно истек. Где жить людям? На улице?

- Когда дома уже возвели, мы сказали ПКС: дайте нам ключи от квартир, пусть там стоит наша мебель. Но нам нет туда доступа. Эти дома отстояли уже две зимы! А если здание не отапливается, не прогревается зимой, то начинает преждевременно рушиться, - констатирует местная жительница Нина АДАЕВА.

Кстати, о качестве строительства. Оно оставляет желать лучшего, и в этом мы убедились своими глазами. Через окна новых домов уже видны трещины в стенах, осыпавшаяся штукатурка, а труба на выходе из дома проржавела. Где-то видны лопнувшие стеклопакеты...

Жители обращались куда только можно. Из прокуратуры пришел такой ответ: “Не исчерпана возможность разрешения поднимаемых вопросов уполномоченными органами”. Поэтому письмо было переправлено в акимат.

А заместитель руководителя управления энергоэффективности и инфраструктурного развития Бауржан МУСАЕВ в своем официальном ответе сообщил: “В настоящее время работы приостановлены. Ведется корректировка проекта в связи с тем, что при выполнении строительно-монтажных работ водопроводных и канализационных сетей выявлено, что они проходят через вновь благоустроенную территорию в виде брусчатки, не введенной в эксплуатацию. Для строительно-монтажных работ остальных домов препятствуют не снесенные ветхие дома, в проекте не предусмотрено благоустройство территории”.

Не нравится такое решение? Обжалуйте его в суде.

Недавно к жильцам заявились затейники всей этой масштабной стройки: и ПКС, и управление энергоэффективности и инфраструктурного развития, авторский и технический надзор, и подрядчик. Правда, они долго не решались начать разговор, мялись в сторонке, словно боялись разгневанных жителей. Ну а потом выяснилось: это пришли не ответственные лица, принимающие решения, а простые исполнители. Ответ был тот же: работы приостановлены из-за корректировки проекта. Но представитель авторского надзора между тем отметил: дома введены в эксплуатацию. Как так, если нет коммуникаций?

- Ну раз введены в эксплуатацию, тогда пойдемте туда чай пить! - иронично заметили жители.

Оказалось, что в дома даже зайти нельзя, а уж тем более попасть в квартиры. В общем, поговорили, поругались и разошлись. Теперь жители собираются подать на акимат в суд.

Между тем тендер на строительство инженерных сетей был выигран компанией “Сапа-Курылыс” еще в 2020 году.

- По проекту должен быть снесен весь квартал, точка подключения одна, и она идет ко всем домам. На техническом совете решили, что проект приостанавливается для корректировки. Авторский надзор ждет одобрения бюджетной комиссии. После проект пройдет госэкспертизу, это займет примерно месяц. Когда проект утвердят, мы начнем работы, - сообщили в компании.

- Сейчас мы подали заявку в бюджетную комиссию, чтобы нам одобрили новую сумму, потому что в проект включили благо­устройство территории. Из-за этого идет его удорожание, - сообщили в акимате.

Правда, о какой конкретно сумме идет речь, не сказали.

Екатерина ТИХОНОВА, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть