Дёшево и опасно
Пожары в павлодарских школах обнажили одну из острых проблем во взаимоотношениях заказчик - подрядчик - технадзор, когда все придерживаются единого стиля “хай так”
В конце апреля внимание казахстанцев привлекла павлодарская школа №28, в которой почти полностью выгорела кровля. Это хорошо, что учителя еще до приезда пожарных успели вывести из здания всех детей - свыше 500 человек. Помощь медиков потребовалась лишь учителю физики, в чьем кабинете и начался пожар.
Как установили дознаватели, причиной ЧП стал неисправный удлинитель, который, как позже заметил заместитель начальника УЧС Павлодара Тлекжан ГАЛЯМОВ, “вообще не должен был использоваться”. Но это только один момент, первостепенный. В процессе тушения огня пожарные выявили еще целый ряд нарушений. Например, выяснилось, что кровля покрыта материалом из прессованной стружки на первый слой, а на второй - деревянной обрешеткой. А битум и рубероид, по данным ДЧС, оказались… старыми.
А ведь в этой школе совсем недавно проводился капитальный ремонт с заменой кровли, пола, проводки, систем водо- и теплоснабжения. И выделено на него было в рамках “Дорожной карты” 165 миллионов тенге, из которых 50 предназначались именно на новую крышу. По факту пожара теперь заведено уголовное дело.
А 18 мая пожарная сигнализация сработала в экибастузской школе. Там произошло задымление, вызванное тлением электропроводов в щитовой комнате. Занятия на тот момент еще не начались, детей в школе не было. Вовремя приехавшие пожарные смогли предотвратить возгорание.
- Если за весь прошлый год по причине короткого замыкания электропроводки в регионе произошло 244 пожара и возгорания, то с начала этого года - уже 202 с ущербом шесть миллионов тенге, - привел цифры заместитель начальника ДЧС Павлодарской области Кайрат ШАЙМАРДЕНОВ.
Гендиректора АО “Казэнергокабель” Владимира БОБРОВА эта печальная статистика даже не удивляет. Он уже давно бьет в набат.
- Сегодня практически на всех новых строительных объектах присутствует небезопасная с пожарной точки зрения кабельно-проводниковая продукция, - говорит он. - В ГОСТе прописано, что срок службы кабеля должен составлять не менее 25 лет. А у нас есть производители, имеющие сертификаты соответствия со сроком эксплуатации на 3 года или 5 лет. И таких, кто ради удешевления своей продукции игнорирует технический регламент, на самом деле очень много. Это с одной стороны. А с другой - половина кабельно-проводниковой продукции, поступающей на отечественный рынок, является фальсифицированной. И вот она закладывается в детсады, школы и в наше жилье!
Но и это еще полбеды! Самое страшное, на взгляд эксперта, это полная безнаказанность недобросовестных производителей некачественной продукции и тех, кто в погоне за дешевизной ее использует. По существующему законодательству, если в ходе социального или жилого строительства применяется продукция, не соответствующая ГОСТу, это повод для привлечения к ответственности виновных лиц. Но кто это контролирует?!
- Комитет технического регулирования не имеет полномочий на проверку материалов на стройке. Он может проверить их только в магазинах. Прийти на строящийся объект, проверить и испытать используемую продукцию могут только заказчик и подрядчик, контролируемые технадзором. Но и те и другие проверяют только наличие сертификатов. Главное - бумажка есть. А что уж там написано, какой срок службы эксплуатации кабельно-проводниковой продукции указан - 3 года или 25 лет - дело десятое. На это и внимания никто не обращает, - искренне негодует Владимир Бобров.
Выходом из ситуации, по мнению специалистов, могут стать прецеденты уголовного преследования виновных.
- Технические возможности пожарных лабораторий позволяют определить, соответствовал ли сгоревший кабель, если наверняка установлено, что причиной пожара стал именно он, требованиям технического регламента или нет. И в случае отрицательного заключения пожарные имеют право найти недобросовестного производителя и наказать. Но у нас, к большому сожалению, это не практикуется! - резюмирует спикер.
Пожарные ссылаются на необходимость дополнительной экспертизы, а назначают ее только в рамках уголовного дела, как это сейчас происходит по факту пожара в 28-й павлодарской школе. И опять же, что напишут в этой бумажке - некачественный электрокабель? Это и ежу понятно! А в каких местах и почему он некачественный, вряд ли кто будет разбираться.
Кстати, АО “Казэнергокабель” детально расписало для Министерства образования алгоритм проверок на соответствие школ страны правилам пожарной безопасности, о которой говорят не наличие гидрантов или огнетушителей, а именно сертификаты соответствия используемой кабельно-проводниковой продукции. Прислушаются ли в Министерстве образования к “пламенному привету” отечественных промышленников, выступающих за отказ от поверхностных проверок пожарной безопасности? Хочется надеяться. Но пока тишина…
Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Ирина ВОЛКОВА