Что сгорит - не пропадёт
Экоактивисты говорят категорическое “нет” пилотному проекту по строительству мусоросжигательных заводов (МСЗ) в Казахстане. Так и не дождавшись общественных слушаний по этому вопросу, они собрали свой экспертный совет. Заседание прошло в Алматы, но участие в нем приняли и жители тех регионов, где планируется строительство заводов.
Петицию со своими требованиями участники общественного движения против МСЗ и за развитие переработки собираются отправить президенту страны, в парламент и Генеральную прокуратуру. Кроме вреда для экологии противники спецзаводов усмотрели в их появлении и коррупционную составляющую.
Шесть мусоросжигательных заводов должны быть построены к 2025 году в шести городах Казахстана - Нур-Султане, Алматы, Актобе, Усть-Каменогорске, Шымкенте и Караганде. Об этом заявило Министерство экологии, геологии и природных ресурсов. В ведомстве объяснили свое решение слишком низкими тарифами на вывоз мусора, в который не уместить твердые бытовые отходы и их утилизацию. А вот энергетическое уничтожение, как еще называют сожжение мусора, может показаться инвесторам привлекательным. Причем энергию, полученную в процессе, можно будет продавать. Впрочем, эксперты-экологи оспаривают выгоду этой перспективы - цена вопроса будет слишком высока.
- Тариф за мусорную электроэнергию составит 172,71 тенге за 1 кВт.ч. В сравнении с 17 тенге за солнечную энергию, 21 за ветряную и 13 тенге за угольную, - считает активист движения #стопМСЗкз Куралай АЛИЕВА. - Дорогой станет и замена фильтров на оборудовании. А проблему полигонов они не решают вовсе. При сжигании мусора образуются токсичные золошлаковые отходы, которые имеют 40 процентов от первоначального веса. А значит, потребуются новые полигоны. Но уже для опасных отходов.
- Изначально размер инвестиций для строительства шести мусоросжигательных заводов был установлен в 180 миллиардов тенге, - продолжает Алиева. - Однако за последний год цена поднялась до 293 миллиардов. К тому же сжигание отходов противоречит Экологическому кодексу Казахстана. А именно иерархии обращения с отходами, где этот способ занимает последнюю ступень.
Продвижение проекта в то время, когда в стране не налажена эффективная система раздельного сбора отходов, а также налицо вялость работы местных административных органов, общественники мягко называют преждевременной. Но в запале экоактивисты приводят и более весомые доводы. Они говорят: в перечень несжигаемых отходов не попали пластик, резина и полимеры. Соответственно, они попадут в МСЗ как “самые калорийные, а мы рискуем получить весь набор ядов”.
- При сжигании мусора в атмосферу попадает около 250 токсичных веществ. Не существует мусоросжигательных заводов с нулевыми выбросами, - уверена председатель ОЮЛ “Ассоциация “Гражданский Альянс Павлодарской области” Светлана МОГИЛЮК. - А значит, чистыми технологиями они считаться не могут. Опасность их и в том, что туда поступают неоднородные отходы, и это трудно контролировать. Есть данные исследований австралийских ученых, выявивших увеличение роста новообразований, проблем с дыхательной и репродуктивной системами у людей, живущих вблизи мусоросжигательных заводов. Опасаются эксперты-экологи и того, что в целях экономии энергии не будет соблюдаться и необходимый температурный режим.
- Согласно рекомендациям Стокгольмской конвенции, температурный диапазон для оптимального сжигания ТБО должен быть определен в 850-950 градусов Цельсия, - сообщила директор департамента проектов по отходам и химической безопасности центра “Содействие устойчивому развитию” Юлия ДУШКИНА. - Важно понимать, что не все отходы пригодны для сжигания. Необходим также непрерывный мониторинг вредных выбросов - тяжелых металлов и особенно ртути, которая является сопутствующим веществом при сжигании отходов. Наша система управления отходами должна строиться на том, чтобы предотвратить их сжигание на МСЗ и полигонах.
Экологи ратуют за увеличение переработки мусора. Тем более что компании, занимающиеся сбором вторичного сырья, предчувствуют свое скорое банкротство. Мусоросжигательные заводы и им могут перекрыть кислород. Потому что с большей долей вероятности они предпочтут сжигать самые “чистые” отходы, на которых зарабатывают перерабатывающие компании.
Немало вопросов у экспертов и к тому, как и кем были выбраны населенные пункты, где планируется строительство заводов. И почему в аукционе, проведенном для определения организации строительства МСЗ, была выбрана одна-единственная компания? И почему не проводились общественные слушания? Выход они видят в одном - вовсе отказаться от строительства мусоросжигательных заводов и вывести их из списка “зеленых” технологий.
Вместо этого создать в Казахстане должную инфраструктуру переработки сырья и раздельного сбора мусора с максимальным возвращением в экономику полезных материалов. Особое внимание при этом уделить переработке и утилизации пищевых отходов как ценнейшего ресурса для восстановления деградирующих земель, а их у нас, по словам экологов, 70 процентов.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Юлия ЗЕНГ