1474

Ни себе ни людям

В Уральске десятки километров дорог остаются без хозяина. Дачные сообщества, к которым ведут эти подъездные пути, не могут добиться от акимата, чтобы город взял их на баланс. Но и на баланс дачников их тоже не передают. Несмотря на то что по этим дорогам ездят легковые машины и автобусы, де-ю­ре их как бы не существует.

Ни себе ни людям

Десятки лет назад, когда создавали общества садоводов-любителей, все еще было государственным, и, соответственно, проблем с обслуживанием этих дорог не возникало. После того как все поделили, эти участки земли как будто выпали из общего списка. Соответственно, заниматься ими некому.

- Дороги внутри дачных кварталов относятся к садовым обществам, земля вокруг них - в зависимости от расположения: либо городская, либо районная. А чьи дороги - непонятно. Насколько я могу судить, их вообще к дорогам не относят, поэтому финансирование на них не выделяют, - объ­ясняет председатель Уральского городского общества садоводов-огородников (УГОСО) Андрей ЗАОЗЕРОВ.

Между тем любая дорога требует обслуживания.

- Даже самую простую грунтовую дорогу необходимо несколько раз в год хотя бы грейдировать, - продолжает садовод. - После зимы подсыпать развалившиеся участки. Если это дамба или мостик - мороки еще больше. Зимой на дачах давно уже живут люди, поэтому проезд нужно периодически расчищать. Ну и, кроме того, снег нужно вывозить на полигон, иначе весной дачи поплывут.

В Уральске давно узаконили возможность постоянного проживания на дачах. Людям дают городскую прописку, и дома, построенные на этой земле, считаются полноценным жильем. Сейчас в дачных массивах проживают уже до 20 тысяч уральцев. Периодически эти люди остаются отрезанными от большой земли из-за размытых дорог. В последние годы погода не баловала город серьезными снегозапасами, но были прецеденты, когда дачи действительно плыли.

- Дороги внутри дачных обществ председатели содержат сами. Где-то они лучше, где-то хуже, но в общем-то справляются, - говорит Андрей Заозеров. - Содержание еще и подъездных путей - это лишняя нагрузка на бюджет дачников. Поэтому мы пару раз в год просим горакимат о помощи. До этого момента нам шли навстречу. Дороги, конечно, они не содержат, но в неотложных вопросах помогали.

Несмотря на юридическую неопределенность, раньше городской акимат несколько раз в год делал жест доброй воли и помогал дачникам. Дело в том, что по этим дорогам проходят маршруты дачных автобусов, водители которых просто отказываются выходить на линию, когда невозможно проехать. Поэтому пусть без юридических на то оснований, но весной и осенью подъездные пути грейдировали, а зимой расчищали тракторами. В прошлом же году любителям садов и огородов дали понять, что больше такой халявы не будет.

- Этой зимой тракторы на дачах не появлялись. Некоторые председатели наняли технику за свой счет и как-то разобрались с ситуацией. Весной дороги нужно будет грейдировать, - объясняет Андрей Заозеров. - Автобусы по ухабам, оставшимся после зимы, просто физически не смогут проехать, и мы это прекрасно понимаем. Кому охота гробить технику?! Как мы будем решать проблему, пока неизвестно.

Понятно, что такое положение вещей не может устраивать жителей дачных массивов. Выход из ситуации нашли еще несколько лет назад, однако он почему-то не встретил понимания у городских властей.

- Мы неоднократно обращались в городской акимат с просьбой взять эти дороги на городской баланс, - поясняет Заозеров. - Нам отвечают, что это невозможно, потому что они якобы относятся к нам, то есть к каждому дачному обществу, к которому ведут эти дороги. Хорошо, пусть так. Но при этом никаких документов на эти участки нам не предоставляют. Мы не можем ничего строить капитально, потому что нет никаких документов. Получается, нам просто на словах говорят, что это ваши дороги, и все. Говорим: дайте документы, которые подтверждают наше право владения. Их не дают.

В дачных обществах нашли людей, готовых на определенных условиях вложиться и в ремонт, и в обслуживание дорог.

- Есть желающие, кто готов взять эти вопросы на себя. Конечно, не бесплатно, но все это решаемо, - говорит Андрей. - Они могли бы брать символическую плату за проезд, сделать какие-то платные услуги, поставить магазинчики... Но мы не можем передать им эти дороги... Вообще непонятно, кто на сегодня является их балансодержателем. Если бы этот вопрос был улажен законно, мы нашли бы пути решения. Но эту проблему в городском акимате не замечают в упор.

В этом году вопрос с дачными дорогами встал особенно остро. Дело в том, что обильные снегопады буквально завалили дачные массивы. По словам Заозерова, главная угроза их жителям даже не разлив рек, которые поднимутся позже. Еще до момента половодья дачи неминуемо затопит талым снегом, который в этом году, как мы помним, не вывозили.

- Под непосредственной угрозой более двух тысяч человек, - говорит председатель УГОСО. - Надеюсь, что из-за реальной угрозы паводка под общую гребенку воду откачают и с наших дач. Но вообще этот вопрос нужно как-то решать. Сколько можно находиться под дамокловым мечом?

В общем, как ни посмотри на эту ситуацию, она выглядит весьма странно. Если акимат не готов брать эти дороги на баланс и отвечать за них, почему бы их не передать тем, кто не против взять на себя эту ответственность? Дачники согласны сами решать свои проблемы. Но акимат не делает ни того ни другого. Для чего так тянут время - непонятно.

Не так давно заместитель акима Уральска Асхат КУЛЬБАЕВ пообещал, что будут проведены топосъемка, другие соответствующие работы, которые определят четкие границы дачных сообществ. Следующим этапом, по идее, может стать узаконивание дорог. Однако речь об установлении границ дачных массивов льется уже как минимум три года. И пока намерения остались только намерениями. Учитывая это обстоятельство, вряд ли можно рассчитывать на решение дорожных вопросов в обозримом будущем.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть