Дорожные войны
Сарыозекский цементный завод в Алматинской области опять оказался в центре скандала
На этот раз возмутились таксисты, курсирующие между Талдыкорганом и Жаркентом. Недовольные строительством новой дороги люди перекрыли участок перед международной трассой Коктал - Сарыозек.
О разбитых китайскими самосвалами автодорогах мы уже сообщали (см. “Терпение лопнуло, пошли на акцию”, “Время” от 4.6.2021 г.). Тогда полсотни сельчан из Кербулакского, Панфиловского и Уйгурского районов перекрыли дорогу к карьеру. Их возмутили не круглосуточный шум и бесконечная вереница груженых машин, а пустые обещания местных властей.
С началом строительства здесь цементного завода дорога от райцентра до перевала Алтын-Эмель, а это порядка 65 км, превратилась в сплошные рытвины и колдобины. Груженные до отказа грузовики мешали передвижению и даже представляли опасность. Рассчитанная на проезд автомашин с нагрузкой не выше восьми тонн дорога, еще до строительства цементного завода оставлявшая желать лучшего, после его ввода превратилась в сплошное месиво. Не один год проработавшие на большегрузном транспорте шоферы доказывали, что китайские многотонники виноваты в разбитых дорогах.
После этой акции протеста глава региона собрал экстренное совещание. Сложившаяся ситуация крайне возмутила тогдашнего акима области Амандыка БАТАЛОВА. Глава региона заявил, что не допустит пренебрежительного отношения к безопасности людей. Он в срочном порядке потребовал от руководства завода исправить положение дел - привести в порядок поврежденные участки дороги. Инвесторы пообещали в течение месяца решить этот вопрос. Сказано - сделано.
Ближе к осени аким Кербулакского района Калиаскар САРЫБАЕВ дал старт строительству новой автодороги. Он заявил, что руководство ТОО “Alacem” берет участок трассы, а это порядка 65 км, под свое обслуживание и на реконструкцию выделяют порядка 4 миллиардов тенге собственных средств. Первый транш используют в 2021 году, второй - в 2022-м. Но...
- Дорожники просто делают вид, что якобы работают. Они сняли верхний слой асфальта, потом туда насыпали гравий, сверху посыпали цементом и полили водой. Сказали, что это новая технология, - возмущается водитель Болатхан АХМЕТБЕКОВ. - Зима закончилась, пока не понимаем, соблюдались ли стандарты строительства, есть ли гарантия. Требую установить билборд со сроками начала и конца работы. И самое главное - пусть укажут номер телефона ответственного за ремонт лица.
Но большую часть собравшихся интересовал вопрос, почему нет объездной дороги для тяжелой техники и грузовиков цементного завода.
- Во всем виноваты их самосвалы, они едут с перегрузом и разрушают дорогу, - возмущается водитель такси Канат АХИМБАЕВ. - Стало вообще опасно ездить. Хотите, покажу штрафы, которые гаишники выписали за разбитые лобовые стекла. Каждые две недели их менять денег не хватит.
Прибывшие на место акции протеста владельцы завода напомнили собравшимся, что участок дороги Сарыозек - Коктал ремонтируется за счет собственных средств. А когда водители возмутились и потребовали построить дополнительную дорогу, они сообщили, что в этом нет необходимости.
- Мы используем новую технологию - ресайклинг. Она позволит повысить износоустойчивость дороги, даже если там сутками будут ездить многотонники, - заверил директор ТОО “Almaty Cement” Нуржан ШАКИРОВ. - Использование метода ресайклинга позволит свести к минимуму вероятность появления трещин, исключить появление деформаций на асфальтобетонном покрытии.
Но стороны так и не пришли к консенсусу.
- Если по технологии положена быть объездная дорога, хотят заводчане этого или нет, то они должны построить ее, - сказали таксисты, пообещав собираться вновь.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Алматинская область