2274

Дорожные войны

Сарыозекский цементный завод в Алматинской области опять оказался в центре скандала

Дорожные войны

На этот раз возмутились таксисты, курсирующие между Талдыкорганом и Жаркентом. Недовольные строительством новой дороги люди перекрыли участок перед международной трассой Коктал - Сарыозек.

О разбитых китайскими самосвалами автодорогах мы уже сообщали (см. “Терпение лопнуло, пошли на акцию”, “Время” от 4.6.2021 г.). Тогда полсотни сельчан из Кербулакского, Панфиловского и Уйгурского районов перекрыли дорогу к карьеру. Их возмутили не круглосуточный шум и бесконечная вереница груженых машин, а пустые обещания местных властей.

С началом строительства здесь цементного завода дорога от райцентра до перевала Алтын-Эмель, а это порядка 65 км, превратилась в сплошные рытвины и колдобины. Груженные до отказа грузовики мешали передвижению и даже представляли опасность. Рассчитанная на проезд автомашин с нагрузкой не выше восьми тонн дорога, еще до строительства цементного завода оставлявшая желать лучшего, после его ввода превратилась в сплошное месиво. Не один год проработавшие на большегрузном транспорте шоферы доказывали, что китайские многотонники виноваты в разбитых дорогах.

После этой акции протеста глава региона собрал экстренное совещание. Сложившаяся ситуация крайне возмутила тогдашнего акима области Амандыка БАТАЛОВА. Глава региона заявил, что не допустит пренебрежительного отношения к безопасности людей. Он в срочном порядке потребовал от руководства завода исправить положение дел - привести в порядок поврежденные участки дороги. Инвесторы по­обещали в течение месяца решить этот вопрос. Сказано - сделано.

Ближе к осени аким Кербулакского района Калиаскар САРЫБАЕВ дал старт строительству новой автодороги. Он заявил, что руководство ТОО “Alacem” берет участок трассы, а это порядка 65 км, под свое обслуживание и на реконструкцию выделяют порядка 4 миллиардов тенге собственных средств. Первый транш используют в 2021 году, второй - в 2022-м. Но...

- Дорожники просто делают вид, что якобы работают. Они сняли верхний слой асфальта, потом туда насыпали гравий, сверху посыпали цементом и полили водой. Сказали, что это новая технология, - возмущается водитель Болатхан АХМЕТБЕКОВ. - Зима закончилась, пока не понимаем, соблюдались ли стандарты строительства, есть ли гарантия. Требую установить билборд со сроками начала и конца работы. И самое главное - пусть укажут номер телефона ответственного за ремонт лица.

Но большую часть собравшихся интересовал вопрос, почему нет объездной дороги для тяжелой техники и грузовиков цементного завода.

- Во всем виноваты их самосвалы, они едут с перегрузом и разрушают дорогу, - возмущается водитель такси Канат АХИМБАЕВ. - Стало вообще опасно ездить. Хотите, покажу штрафы, которые гаишники выписали за разбитые лобовые стекла. Каж­дые две недели их менять денег не хватит.

Прибывшие на место акции протеста владельцы завода напомнили собравшимся, что участок дороги Сарыозек - Коктал ремонтируется за счет собственных средств. А когда водители возмутились и потребовали построить дополнительную дорогу, они сообщили, что в этом нет необходимости.

- Мы используем новую технологию - ресайклинг. Она позволит повысить износоустойчивость дороги, даже если там сутками будут ездить многотонники, - заверил директор ТОО “Almaty Cement” Нуржан ШАКИРОВ. - Использование метода ресайклинга позволит свести к минимуму вероятность появления трещин, исключить появление деформаций на асфальтобетонном покрытии.

Но стороны так и не пришли к консенсусу.

- Если по технологии положена быть объездная дорога, хотят заводчане этого или нет, то они должны построить ее, - сказали таксисты, пообещав собираться вновь.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Алматинская область

Поделиться
Класснуть