Футбол на правовом поле
Криминальная история, в которой много белых пятен
По версии следствия, четверо петропавловцев нанесли государству ущербна сумму больше миллиарда тенге! Но первый судья, изучив дело, дважды возвращал его в прокуратуру и даже попросил самоотвод. А второй хотя и дал подсудимым немалые сроки, но в возмещении ущерба государству отказал.
9 июня 2020 года в одной из гостиниц Петропавловска Евгений АМЕЛЬЧЕНКО передал некоему Нурлану 9 350 000 тенге наличными. Перед этим деньги перегнали из одной тэоошки в другую по липовому счету-фактуре, затем перечислили третьему ТОО, потом перевели на карточный счет ее подставного директора и обналичили. За свои труды Амельченко взял 650 000 тенге, остальное вернул Нурлану.
Это очень распространенная схема, которая позволяет фирмам значительно сокращать свои платежи НДС и КПН, а проще говоря, уходить от налогов. На таких деятелей и была нацелена разработка местного департамента экономических расследований. Во время передачи денег Амельченко задержали. А Нурлан оказался конфиденциальным помощником ДЭР.
В тот же день задержали еще четверых: Вадима БАЧУРИНА, Романа БОРИСЕНКОВА и братьев Владимира и Геннадия КАРПЕЙЧИК.
- Жена укладывала спать годовалого ребенка, и тут в дверь позвонили, - вспоминает Геннадий. - Старший, шестилетний сын бросился к двери, спрашивает: “Кто там?” В ответ: “Акимат”. Я подхожу, открываю тамбурную дверь, и тут какой-то мужчина откинул ребенка в сторону, ударил меня по лицу, заломал руки и уложил на пол. Дальше провели обыск, ничего не нашли. Правда, забрали компьютер, который мы сыну к школе купили. Меня увезли на допрос. Держали до трех часов ночи, потом отпустили. Я даже не понимал, что происходит! Думаю, меня держали, чтобы заставить оговорить брата. Он частично признался тогда в том, что руководил этой ОПГ. Но потом в суде от своих показаний отказался.
Владимир Карпейчик, по версии следствия, с 2016 года помогал желающим скрыть свои налоги через множество фиктивных и подконтрольных ему ТОО. Его признали руководителем ОПГ, остальные трое действовали по его указке. И за все это время они якобы помогли скрыть больше 940 миллионов тенге НДС и КПН предприятиям Северо-Казахстанской области и более 324 миллиона различным фирмам в Акмолинской области.
Но когда 104 тома этого дела оказались в суде, к следствию возникло много вопросов не только у адвокатов обвиняемых, но и у правосудия. Судья Петропавловского городского суда Алмас ЖУМАГАЗИН в пух и прах раскритиковал обвинительный акт, заявив в своем постановлении, что он “внутренне противоречив”. И действительно, скроив дело об организованной преступной группировке, следствие вовсе не стало заморачиваться подробностями: кто обналичивал деньги, какое вознаграждение полагалось и как оно распределялось между соучастниками.
“Невозможно поверить в то, что орган уголовного преследования, расследуя дело в течение более семи месяцев, так и не смог установить фамилии отдельных соучастников инкриминируемых деяний”, - написал судья Жумагазин, имея в виду, что, по версии следствия, счета-фактуры изготавливали эти самые неустановленные лица. Он также обратил внимание следователей на то, что ничего, кроме простого перечисления номеров счетов-фактур, в деле нет. А вообще-то, именно в фирмах-контрагентах, уклонившихся от уплаты налогов, нужно было провести проверки финансово-хозяйственной деятельности, а дело этой ОПГ вести совместно с делами об уклонении от уплаты налогов!
В этой истории и правда слишком много белых пятен. За полтора года до того, как вся эта четверка оказалась в СИЗО, в начале 2019 года, в поле зрения следователей департамента экономических расследований попала некая Н. ПУШКАРЕВА. В мае 2020 года, на пятом по счету допросе, она поменяла свои показания и рассказала, что свою фирму “Профистар” открыла по указке Владимира Карпейчика, липовые счета-фактуры выписывала тоже по его заданию. И работали они так с 2016 года.
Информацию о том, что дама штамповала счета-фактуры аж с 2014 года и за два года успела выписать документов на полтора миллиарда тенге, в расчет брать не стали. В считаные дни следователи зарегистрировали уголовное дело в отношении Карпейчика и компании и через три недели провели задержание. А спустя несколько месяцев оформили успевшей стать за это время гражданкой Российской Федерации Пушкаревой явку с повинной. В суде допросить ее так и не удалось.
По другим эпизодам свидетельствовал некто ЗЕМЛЯНКИН. 8 июня он был на допросе в ДЭР, а на следующий день, когда состоялись задержания, он пешком перешел казахстанско-российскую границу через пост “Карагога”. Еще один руководитель липовой фирмы, Артем ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, тоже уехал в Россию. Остальные директора не вспомнили в суде ни одного из предполагаемых участников ОПГ.
Кроме вопросов по существу у суда к следствию были серьезные замечания по нормам Уголовно-процессуального кодекса. Например, за обвиняемыми уже полгода велась слежка, а дело так и не было зарегистрировано. В некоторых документах стоит поддельная подпись следователя КУЛМАНА: оказывается, сначала забыли перевести документы на казахский язык, а когда вспомнили об этом, готовя материалы в суд, Кулман был в командировке. К тому же на чтение 104 томов уголовного дела обвиняемым дали всего лишь сутки.
В общем, судья Жумагазин вернул дело на доследование. А когда прокуроры некоторое время спустя направили его обратно в суд, председательствующий вдруг заявил самоотвод! В своем ходатайстве Алмас Жумагазин признался, что “выразил мнение о признании недопустимыми ряда доказательств не на стадии главного судебного разбирательства, а на предварительном слушании”. Поэтому дальше его участие в процессе недопустимо.
Председатель Петропавловского городского суда Ербар КАЛИЕВ этот самоотвод не принял. Но Жумагазину все-таки удалось от этого дела отстраниться: он снова вернул его в прокуратуру, указав на нарушение УПК. А затем его приняла судья Тахмина СОБИРОВА.
В конце 2021 года вынесли приговор. В его тексте легко угадываются формулировки обвинительного акта, который так не понравился судье Жумагазину: он практически не изменился. Владимир Карпейчик приговорен к 7,5 года, Борисенков и Бачурин - к 6, а Амельченко - к 5 годам лишения свободы. Но, несмотря на то что суд посчитал вину каждого полностью доказанной, в возмещении ущерба налоговикам было отказано! А заявленная сумма ни много ни мало - 1 371 197 333 тенге.
Что не так с этой суммой, доходчиво написал в своем первоначальном постановлении о возврате дела судья Жумагазин. Из большого числа фирм, которые проходят в этом деле контрагентами фиктивных тэоошек, реально действующими были лишь три - ТОО “Титан Север”, ТОО “Kaz Fortis” и ТОО “Масло-Дел”. Все остальные фирмы фактически существовали только на бумаге.
“У данных предприятий не может образоваться налоговая задолженность, следовательно, она не может быть включена в сумму ущерба”, - указал Жумагазин.
То есть громкое дело об организованной преступной группировке и о колоссальном ущербе на поверку оказывается вполне себе проходным. Сейчас подсудимые обжалуют приговор в областном суде, задавая обвинению те же вопросы, на которые не прозвучали ответы ни в ходе следствия, ни в суде. С грубыми процессуальными нарушениями соглашается и прокурор. Но заявляет, что сути это не меняет. Хотя до сути здесь так никто до сих пор и не докопался.
- Я спрашивала у следователя: “Почему вы решили, что именно мой муж руководил всем этим процессом? - говорит Анна КАРПЕЙЧИК. - Ведь ни одна прослушка, ни один документ, ни одно показание, кроме уехавших в Россию, на это явно не указывают. А в том эпизоде, где участвовал подставной Нурлан, Владимир и вовсе никак не фигурировал: ни денег не брал, ни в переговорах не участвовал”. И на это следователь мне ответил: “Ваш муж больше других похож на главу ОПГ, потому что он крупный”.
Ульяна АШИМОВА, Петропавловск