2356

Заткните нос, зажмурьте глаза

Каждую весну у людей, проживающих в районе общегородской мусорной свалки, расположенной в 10 км от Талдыкоргана, прибавляется головной боли. Полигон возник здесь еще в середине 70-х годов прошлого столетия. Когда он исчерпал свой ресурс, рядом организовали новый. Для этих целей выделили 16 гектаров земли.

Заткните нос, зажмурьте глаза

Когда людям пообещали: полигон будет соответствовать всем современным нормам, там появится не только площадка для складирования и сортировки мусора, но и установка для переработки твердых бытовых отходов. А для вывоза ТБО из города приобретут новую специализированную технику.

Однако бизнесмен, построивший этот объект, долгое время не мог сдать его в эксплуатацию. Скопившийся во всех близлежащих районах мусор надо было куда-то девать, поэтому коммунальные службы и просто горожане свозили его сюда. И теперь не разберешь, где старая свалка, а где новая. Они срослись.

Сейчас эта территория вся усыпана отходами человеческой жизнедеятельности: помоями, падалью, бытовым, производственным и строительным мусором. Свалка стала местом обитания собак, птиц, крыс, а также очагом опасных инфекций. В округе стоит невыносимый смрад. И это несмотря на минусовую температуру. А что будет летом?

Экозащитники бьют тревогу: полигон твердых бытовых отходов не соответствует никаким требованиям. Они не раз заостряли на этом внимание государственных органов и общественных организаций, используя различные площадки для диалога. Однако эти разговоры до сих пор ни к чему не привели.

- Постановлением городского акима от 21 июля 2016 года данный объект посредством тендера передан в доверительное управление ТОО “ADAL DAMU Capital”. Экологическое разрешение выдано только на 2017 год, поэтому сейчас он работает незаконно, - возмущается председатель общественной организации по защите прав потребителей Алматинской области Амир ГАЗАЛИЕВ. - По двустороннему договору между ТОО и акиматом Талдыкоргана местный исполнительный орган обязан был обеспечить подключение водопроводной сети, электричества и установить ограждение по периметру. Эти вопросы так и не решены.

Вторая беда - это периодически возникающие на свалке пожары. При горении ТБО выделяют диоксид азота и угарный газ, загрязняя при этом воздух на большой территории. Эти негативные факты вызывают недовольство у жителей близлежащих сел Енбек, Отенай, Мойнак и у всех людей, проезжающих по трассе Талдыкорган - Уштобе.

Проведенный общественниками анализ последних трех лет показал, что положение дел на полигоне только ухудшается. Как оказалось, акимат до настоящего времени не утвердил тариф на сбор, вывоз, сортировку, переработку и захоронение отходов.

- В данное время городской администрацией не созданы полноценные условия государственно-частного партнерства. Двустороннее соглашение между акиматом и ТОО “ADAL DAMU Capital” осталось лишь на бумаге. Из-за халатного, беспечного отношения к этому вопросу местных исполнительных органов мы не то что развиваться - даже штат содержать не можем, - признается директор ТОО “ADAL DAMU Capital” Ерлан ДУЙСЕБАЕВ. - Сейчас за тонну ввозимого мусора мы берем 750 тенге. Из этой суммы на налоги, эмиссию и прочие расходы уходят 350 тенге. На оставшуюся сумму мы лишь выживаем.

К слову, коммунальные службы по договору за один кубометр отходов получают от председателей КСК порядка 1,5 тысячи тенге. Те, в свою очередь, с многоквартирных домов взимают за вывоз мусора от 150 до 250 тенге из расчета на одного человека.

Между тем беспорядочно вываливаемые отходы гниют, издают тошнотворный запах. Скоро под воздействием дождей, как говорят экологи, начнут загрязняться подземные воды.

Наткнувшись на свалку из шкур и скелетов крупного рогатого скота и овец, понимаешь, что не лучшим образом обстоят дела и с утилизацией трупов домашних животных. В Алматинской областной территориальной инспекции, непосредственно осуществляющей контроль над захоронением скота, наличие трупов животных на городской свалке объясняют отсутствием скотомогильников.

Единственное на всю округу кладбище для домашних животных найти было нелегко, хотя оно расположено недалеко от мусорной свалки. Добирались туда с риском для здоровья. Местность горная, ехать надо по проселочной дороге. Пару раз машина завязла в жиже. Вопрос: как сюда добираются ветврачи? Впрочем, кроме одной бетонированной ямы, заваленной дохлыми собаками, и полуразрушенной сторожки, мы здесь ничего не нашли.

Сельчане рассказывают, что стройка затевалась серьезная. Объект предполагал наличие помещений для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спец­одежды и инструментов. Навес и крышу перекрыли, столбы для линии электропередачи вкопали, кабель проложили... Но сейчас всего этого нет: все растащили.

Кроме того, из-за отсутствия ограждений и охраны скотомогильник облюбовали бродячие собаки и дикие хищники. Мы видели их, когда добирались сюда. И нет гарантии, что они сейчас не бегают по степи и не разносят опас­ные инфекции.

Согласно законодательству скотомогильники находятся на балансе местных исполнительных органов. За их содержание должны отвечать конкретные долж­ностные лица. Но, вероятно, у них других дел невпроворот.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, Талдыкорган

Поделиться
Класснуть