11410

Хлеба - налево, хлеба - направо

От казахстанской пшеницы прошлого урожая уже практически ничего не осталось. А после запрета экспорта российского зерна трейдеры, не жалея денег, вывозят из Казахстана последнее. С таким громким заявлением выступили отечественные мукомолы, у которых запасов сырья - максимум на пару недель

Хлеба - налево, хлеба - направо

Пустые закрома

Похоже, еще никогда зерновые игрища, ежегодно разворачивающиеся на казахстанском рынке с каждым новым урожаем, не грозили так сильно продовольственной безопасности страны, как сейчас. Всегда спасало российское зерно, которое в Казахстан, как в страну Евразийского экономического союза, завозилось даже в 2020 году, когда Россия в связи с ковидной пандемией приостановила вывоз своей пшеницы на мировой рынок. Но в этот раз номер с палочкой-выручалочкой не прошел. В пятницу, 11 марта, стало известно, что подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию РФ ввела временный запрет на экспорт зерна и сахара, в том числе и в страны ЕАЭС, сообщив при этом, что “потребности стран Евразийского экономического союза в российском зерне обеспечены с начала сезона 2021/2022 более чем в двукратном размере”.

Казахстанским мукомолам с российской статистикой поспорить сложно. Большая часть из них, как оказалось, работает именно на российском сырье.

- После оплаты всех пошлин на импорт, а мукомолы Казах­стана не используют серые схемы ввоза сырья, пшеницу из России уже нельзя назвать для нас дешевой. Поэтому обвинения в том, что мы якобы не хотим работать с отечественными сельхозтоваропроизводителями, которые хотят продать свой урожай дороже, беспочвенны. Мы хотим приобретать казахстанское сырье! Но нам не дают возможности его купить! - говорит руководитель павлодарской мельницы ТОО “Жан-Дос-KZ” Жанар СЕРИМОВА.

Жанар Серимова.

Ей в унисон вторят и другие мукомолы - из Павлодара, Костаная, Караганды, Петропавловска… И все в один голос уверяют, что закуп сырья на стороне вовсе не от хорошей жизни.

Аукцион невозможности

- Такое у нас каждый год: еще урожай зерна весь не собрали, а трейдеры из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Афганистана сидят на всех элеваторах и отгрузочных тупиках, огромными партиями скупая поступающее сырье. Конкурировать с ними бесполезно! Осенью цена казахстанской пшеницы начиналась от 95 тысяч тенге за тонну и выше. Даем фермерам эту цену, а нам говорят: извините, киргизские покупатели готовы заплатить на пять тысяч тенге за тонну больше. Соглашаемся на 100 тысяч тенге за тонну, нам тут же парируют: а таджики готовы заплатить еще на восемь тысяч больше. И так может продолжаться до бесконечности! - восклицает Жанар Серимова.

Занимательная арифметика

В Павлодарской области работает 21 мельница общим объемом переработки 1540 тонн зерна в сутки. Годовая мощность павлодарских мельниц 562 100 тонн зерна.

- И весь этот объем мы уже который год подряд закупаем в России, - продолжает павлодарская предпринимательница. - Точнее, закупали до сих пор. Сейчас все павлодарские мукомольные предприятия практически на грани закрытия. У меня, например, запасов сырья всего на две недели. А казахстанской пшеницы уже нет. Конечно, я не исключаю, что отдельные фермеры придерживают свой урожай в ожидании лучшей цены. Но их единицы. В основном пшеница ушла на экс­порт в страны Азии.

По последним данным управления сельского хозяйства Павлодарской области, в 2021 году местные хлеборобы собрали 752,5 тысячи тонн пшеницы (хотя в конце прошлого года официально заявлялось о рекордном для Павлодарского Прииртышья урожае зерна в более чем миллион тонн). А на экспорт в Узбекистан, Афганистан, Азербайджан и Таджикистан, опять же по официальным данным, павлодарцы отправили в прошлом году 554 тысячи тонн зерна. Еще 160 тысяч тонн пшеницы - это экспортный показатель двух последних месяцев этого года. Итого в сумме получается, что павлодарцы экспортировали пшеницы почти столько же, сколько произвели. Если разделить остаток только по семи самым крупным павлодарским мельницам, которым требуется по 100 тонн зерна в сутки, то это им на 55 дней работы.

Вот так сейчас выглядят зернохранилища в Павлодарской области.

Казахстанские мукомолы уже со счета сбились, сколько писем за последние три года отправили в профильное ведомство с жалобами на проблемы с приобретением отечественного сырья.

- Вся перерабатывающая мукомольная отрасль Казахстана стоит без пшеницы, а уполномоченные органы ссылаются на статистические данные по вывозу зерна, которые не имеет ничего общего с реальностью! Пшеницу из страны вывозят миллионами тонн и часто без всяких пошлин и налогов, тогда как переработчики оплачивают импорт российской пшеницы, который, я думаю, как раз и отражается в налоговых отчетах России, заявляющей, что она “обеспечила страны ЕАЭС в своем зерне в двукратном размере от потребности!”, - возмущается Жанар Серимова.

Бездонная пашня

А сколько еще в Казахстан завозится серого зерна! Точнее, завозилось до введения российского эмбарго. Сегодня в работе у павлодарских налоговиков расследования фиктивных пшеничных сделок на миллиарды тенге неуплаченных налогов.

- В ходе анализа реализации выращенной сельскохозяйственной продукции было установлено, что крестьянские хозяйства Павлодарской области выписывали фиктивные документы на поставку пшеницы, - рассказывает главный специалист управления администрирования НДС в рамках ЕАЭС Сакымзада КУРМАНГАЛИЕВ.

В региональном департаменте госдоходов рассказали, что крестьяне завышали объемы выращенной пшеницы в 8-10 раз! Так, например, одно из хозяйств, собирая в год по 675 тонн пшеницы, за полтора года, согласно выписанным счетам-фактурам и сданной налоговой отчетности, реализовало более шести тысяч тонн зерна. Это в девять раз больше выращенного урожая. Липовые сделки были совершены с 11 покупателями на сумму 507 миллионов тенге. Ущерб государству от неуплаченных налогов по этим сделкам составил свыше 70 миллионов тенге. Суд первой инстанции признал их недействительными. И таких фактов в разработке павлодарских налоговиков сейчас десятки.

Здесь стоит отметить, что доказать приобретение пшеницы на стороне, особенно если речь идет о серых схемах ввоза ее из России, невозможно. Да и не крестьяне же ее приобретают, а как раз азиатские трейдеры или их представители, с завидной регулярностью перекрывающие кислород отечественным мукомолам. А все дело в том, что транс­портировка пшеницы из России в страны Азии в любом случае проходит через Казахстан. Но если везти ее легально, то нужно заплатить транзитный налог, который значительно выше, чем внутренний, казахстанский, тариф. Поэтому российское зерно в Казахстан чаще нелегально завозят машинами, здесь по липовым счетам-фактурам делают ему “казахстанское гражданство” и вагонами отгружают в конечные пункты назначения.

А в Минсельхозе все спокойны

С подобными мутными схемами казахстанские налоговики хоть начали бороться. А как быть с сырьевым дисбалансом, когда казахстанское зерно практически в полном объеме проходит мимо отечественных производителей?

- Много лет казахстанская пшеница развивает экономику других стран. А производители казах­станской муки, экспортируя уже не сырье, а готовый к употреблению продукт, работают на российском сырье. Но сейчас у нас нет даже его! На моей мельнице, например, зерна всего на три дня работы! У кого-то - на неделю, у кого-то - на две, но не больше! - от имени всех мукомолов Казахстана взывает к помощи правительства сельхозпереработчик из Рудного Костанайской области Кумар КОЗЫБАЕВ.

Кумар Козыбаев от имени всех мукомолов просит правительство ввести запрет на экспорт зерна.

В качестве скорой помощи производители муки просят главу государства Касым-Жомарта ТОКАЕВА до нового урожая ввести запрет на вывоз зерна из Казахстана, а в дальнейшем ввести пошлину на экспорт сырья, чтобы поддержать собственных товаропроизводителей.

Тем временем Министерство сельского хозяйства браво рапортует, что страна имеет достаточные запасы как продовольственной, так и фуражной пшеницы - в общей сложности 8,1 миллиона тонн по состоянию на начало февраля. Но как верить этой статистике, если казахстанские мукомолы один за другим показывают почти пустые бочки, где зерна лишь на несколько дней работы?!

P.S. В понедельник на брифинге и. о. директора агропродовольственных рынков и переработки сельхозпродукции Минсельхоза Назгуль Хатепова заявила, что никакого дефицита в стране нет. По ее словам, в закромах родины хранится 7 000 000 тонн пшеницы. Хотя, по данным Минсельхоза, у нас и дефицита сахара нет...

Ирина ВОЛКОВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть